После распада Советского Союза Запад выбрал геополитику, которая неизбежно привела к «незаконной аннексии» Крыма. В 20 веке рухнули несколько крупных империй, в том числе, Габсбургская, Османская и Советская.
Распад Османской империи открыл на Ближнем Востоке эру нестабильности и конфликтов, которая длится до сих пор. Распад Габсбургской империи создал условия, которые привели ко Второй мировой войне. А что касается краха Советской империи, то он привел к глобальной нестабильности огромных масштабов, к которой мы только начинаем привыкать.
Новая Российская империя. Создание Советского Союза в 1922-м году означало возвращение в русское лоно различных республик, отколовшихся после падения царского режима в 1917-м году. Таким образом, Советский Союз был Союзом только на словах. На самом деле это была Российская империя, в основе которой лежала Россия, столица – Москва, а верховным лидером – Коммунистическая партия.
Распад нацистской Германии позволил Российской империи распространить свое господство на страны Восточной Европы, которые стали частью ее колониального царства. Однако то, что отличало эту Российскую империю от ее имперских предшественников, – это ее двойственный состав. Хотя он был продолжением Российского государства, он также был предвестником идеологии, претендующей на универсальную привлекательность.
С этой точки зрения Российская империя под своим «советским» ярлыком достигла глобального охвата благодаря своим зарубежным дочерним компаниям, а именно многочисленным национальным коммунистическим партиям по всему миру, которые заявили о лояльности своей материнской партии, Коммунистической партии СССР. В результате распад Советского Союза привел к краху как Российской империи, с одной стороны, так и распаду идеологии, лежавшей в ее основе, а именно марксистской модели, с другой.
Российское государство, возникшее из пепла Советского Союза, было разрушенным образованием. Бывшая советская государственная машина, никогда не отличающаяся особой эффективностью, за исключением аппарата безопасности, практически рухнула, оставив страну в состоянии полуанархии. Единственным положительным моментом в этом состоянии потрясений была успешная «репатриация» в Россию многочисленных ядерных боеголовок, которые Советский Союз разместил в своих бывших республиках, что обеспечило работой тысячи ученых, которые были частью советского ядерного истеблишмента. Примечательно, что процесс денуклеаризации был решительно поддержан Соединенными Штатами.
Новое определение Европы. Распад Советского Союза оставил США в экономическом и в военном отношении как единственную сверхдержаву на планете. Параллельно с безотлагательностью программы денуклеаризации, которая успешно гарантировала, что ядерные боеголовки не попадут в чужие руки, Вашингтон столкнулся с двумя вариантами своих будущих отношений с Россией. Первый основан на предположении, что в ближайшие полвека или даже больше Россия выйдет из состояния «уныния» как региональная держава с сильной национальной идентичностью и глобальным ядерным потенциалом. Такая держава будет иметь традиционные заботы о безопасности, что приведет к нежеланию враждебных образований на ее границах.
На практике это повлекло бы за собой создание буферного пояса нейтральных государств по швейцарской или финской модели между Европейским Союзом и Россией, который включал бы страны Балтии, Беларусь и Украину. Параллельно с этим Крым с его русским населением был бы возвращен России, и было бы достигнуто соглашение относительно преимущественно российского Донецкого бассейна.
Если исходить из наилучшего сценария, конец холодной войны превратился бы в глобальный баланс сил 2+2, то есть, две противостоящие друг другу сверхдержавы – Китай и США – и две европейские региональные державы, а именно Россия и Западная Европа, с буфером или промежуточной зоной. Состоящей из нейтральных государств.
Нет никаких свидетельств того, что такой сценарий когда-либо рассматривался в Вашингтоне. Это не обязательно было результатом долгосрочной, хорошо продуманной политики, но скорее было дрейфом по пути наименьшего сопротивления, усугубляемым непреодолимым желанием действовать. Конечным результатом стало то, что Вашингтон в отношении России начал то, что можно назвать «поступательной» политикой, которая стала возможна из-за отсутствия видения перспектив американским военно-политическим руководством и единства среди основных европейских стран, которые не смогли смириться с тем фактом, что их безопасность, в отличие от того, что происходило во время холодной войны, больше не зависела от Соединенных Штатов.
Таким образом, то, что могло быть двусторонними отношениями между основными государствами ЕС и Россией, было перевернуто и превратилось в дополнительный европейский компонент отношений между Москвой и Вашингтоном. Таким образом, Организация Североатлантического договора, которая задумывалась как западный противовес военному присутствию Советского Союза, была не только сохранена, но и расширена за счет включения стран Балтии и стран Восточной Европы, ранее находившихся под советским господством.
Расширение НАТО, а также участившиеся набеги американцев на Грузию и, что более важно, на Украину вызвали тревогу в Москве. В исторической среде, где паранойя была правилом, расширение НАТО не могло быть истолковано иначе, как попытка Вашингтона воспользоваться состоянием деградации, в которое попала Россия с тем, чтобы окружить ее союзом враждебных государств. Краеугольным камнем этого начинания стала Украина и, в частности, Крым.
Крымская сага. Крым, изначально входивший в состав России, был передан Украине Никитой Хрущевым в 1954-м году в основном по административным причинам. Передача прошла практически незаметно, и базирующийся в Крыму советский Черноморский флот продолжал работать в обычном режиме. После обретения Украиной независимости в декабре 1991-го года бывший советский Черноморский флот был разделен между Россией и Украиной. Однако база флота в Севастополе, столице Крыма, теперь находилась на Украине. В результате российский Черноморский флот остался без базы. В 1997-м году Украина согласилась передать в аренду России военно-морскую базу Севастополь сроком на 20 лет, который в 2010-м году был продлен до 2047-го года.
В глазах российского руководства вторжение Соединенных Штатов в Центральную Европу, неуклонное ухудшение отношений между Москвой и Вашингтоном и рост антироссийских настроений на Украине означало, что появление Украины было лишь вопросом времени. стать частью НАТО. Поскольку срок аренды Севастополя истекает в 2047-м году, в конечном итоге, Черное море грозило превратиться в американское озеро.
Для московского руководства, которое, в отличие от своих американских коллег, ориентировалось на долгосрочную перспективу, это представляло как угрозу безопасности ядру российского государства и потерю его доступа к Средиземному морю – озабоченность, которая еще больше усилилась попыткой Вашингтона. свергнуть сирийского союзника России.
Таким образом, с точки зрения глобального баланса сил, президенту России Владимиру Путину не оставалось ничего другого, кроме как аннексировать Крым в 2014-м году, даже если этот процесс не полностью соответствовал международному праву. Говоря местным языком, аннексия почти не подняла пыли. Население Крыма было в основном русским, мало сочувствовало Украине, и все опросы общественного мнения показали, что оно одобряет этот шаг. Однако на международном уровне реакция была катастрофической.
Аннексия, которую назвали «незаконной», стала краеугольным камнем политики ЕС и Америки в отношении России с одной оговоркой: несмотря на то, что обе стороны обеспокоены, они, по сути, асимметричны. Для НАТО и США статус Крыма – вопрос второстепенный. Для Москвы это серьезная проблема безопасности, которая в конечном итоге не подлежит обсуждению.
Держать отношения США/НАТО/ЕС с Россией в заложниках у Крыма для западных европейцев – плохая идея. Вряд ли лучше держать в заложниках такие же отношения с такими странами, как Прибалтика, Польша или Украина, которые по историческим причинам питают давнее недовольство всем, что есть Россия.
В этом контексте отправка НАТО 23 июля британского ракетного эсминца у берегов Крыма с американским самолетом, наблюдающим за средствами радиоэлектронного противодействия России, оставляет без ответа вопрос о том, была ли его цель только в сборе разведывательных данных или в том, чтобы заставить ЕС продолжать конфронтацию с Россией под руководством США.
Сейчас, когда напряженность в Черном море нарастает, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что в эту новую эпоху мир должен формироваться в большей степени с помощью комплекса многосторонних мер, чем путем эксклюзивного диалога между президентами России и США. Поскольку кризис в отношении Крыма продолжается, можно предположить, что где-то каким-то образом существует красная линия, которую нельзя переходить. Проблема в том, что никто из соперников точно не знает, где находится эта красная линия. Поэтому ситуация с Крымом мало чем отличается от ситуации с Тайванем.
АЛЕКСАНДР КАЗЕЛЛА