776 подписчиков

Пионерский галстук - нет его родней

Меня приняли в пионеры в 1985 году - в третьем классе. Осенью, в числе первых. Подарили книжку с дарственной надписью, повязали галстук. Далее - мой первый пионерский салют. Вскинуть руку вверх: "Всегда готов".

Ноябрь в Сибири - зимний месяц; я бежала из школы в теплом коричневом пальто, но воротник расстегнула. Все должны были видеть мой алеющий галстук. Я - пионерка! Много раз я читала подобные строки в воспоминаниях тех, чье детство прошло в стране под названием Советский Союз... "Пионерский галстук - нет его родней!"

Для тех, кто только что присоединился. Раз в неделю по понедельникам на канале "Вещи и сны" выходит выпуск "Я свидетель". В нем я рассказываю, что осталось в моей памяти о стране под названием Советский Союз

Совершенно не помню пафоса принятия в октябрята... Хотя пятиконечными звездочками мы тоже гордились. Значки-звездочки были двух типов. Один - полностью металлические с ликом Володи Ульянова. Эти были у многих и не ценились. Ценными значками считались пластмассовые с фотографией маленького Володи. Мои значки затерялись, я купила такие же у продавца антиквариата. Значки были его личные, он продал мне их за 30 рублей в нагрузку к основной покупке.

Жаль, что у него не оказалось пионерских значков... Я бы хотела приобрести для памяти, чтобы сыну, чтобы внукам показывать наглядно - вот таким он был тот самый пионерский значок! Сейчас, кстати, можно купить и настоящий пионерский галстук - с этикеткой!

Конечно. у меня остались фотографии меня - пионерки. Это тоже память.

Молочные продукты в СССР: стояла за ними в очередях

Горшков Н.Пионеры. Фото: ru.art-balaji.com
Горшков Н.Пионеры. Фото: ru.art-balaji.com

Пионерская форма

Когда мы стали пионерами, у нас у всех должна была быть особая пионерская форма - белая рубашка с нашивкой на рукаве (пионерский костер), металлические пуговицы. Рубашки одинаковые для мальчиков и девочек. У мальчиков синее брюки, у девочек синие юбки. Пионерский ремень еще - на бляхе пионерский костер. Пилотка! Синяя! Обязательно должна быть пилотка.

Такую форму мы надевали на торжественные мероприятия. Они не запомнились. А запомнились почетные караулы у портретов умершего вождя. Смена караула - мы строго учили фигуры... Сбиться нельзя, сбиться стыдно. Мне кажется, я до сих пор помню эти фигуры.

Школа, где я училась с 1 по 4 класс была какая-то особо-пионерская. Пионервожатая ходила в форме, напоминающей военную. Она была строга и серьезна. Проверяла как мы знаем пионерскую клятву: "Я юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю..." - это должно было отскакивать от зубов... Также пионервожатая проверяла знание пионерских песен - "Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры - дети рабочих". Я выучила, но не могла понять, почему пионеры - дети рабочих? Мой папа - научный сотрудник, а я точно пионер? Я какой-то неправильный пионер?

Ягоды-фрукты: что я помню из СССР

Школьная неделя начиналась у нас с торжественной линейки и выноса знамени. Красивый высокий мальчик нес знамя, по бокам - девочки-барабанщицы. Я готовилась в барабанщицы. Мне выдали барабан и я репетировала дома: "Кем/был/кем/был...стАрый/ бара/бАн/щик...Чем/был/чем/был... стАрый/бара/бАн".

Выйти со знаменем ни разу не получилось - я перешла в другую школу. А там, почему-то вот этого всего - пионерского, уже не было. Хотя барельеф Ленина еще украшал просторную рекреацию перед школьным кинозалом. Но в воздухе той школы уже не пахло пионерией...

В 5 классе я носила там галстук и значок, через 6 класс мы перескочили, в 7 классе пришла на линейку в форме и галстуке, а уже к октябрю нам объявили, что отныне пионерский галстук и форму можно не носить.... и мы перестали. Радовались. Забросили форму как только могли далеко, значки пионерские заменили на другие, те, которые нравились...

Но уже через несколько лет - в 11 классе, искали ту самую школьную форму и белые фартуки, чтобы быть на последнем звонке только в ней. В той самой школьной форме...

А вот галстуки никто из нас не сохранил. Мне жаль своего галстука.