Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Поездка из Москвы в Тулу на старом междугороднем «Икарусе». Воспоминания

Было время, еще не ходили шустрые маршрутные такси между Тулой и Москвой, правда, был уже железнодорожный экспресс, да только если ехать из Москвы требовалось утром, то ждать конца дня было не удобно. В ходу были, разумеется, обычные электропоезда, но это почти четыре часа пути, кстати, пользовались же ими, летом 2001 года вообще ехали с пересадкой, сели на Текстильщиках до Серпухова, а там уже ждали тульскую электричку. Насколько помню, тогда немного опоздали на электропоезд Москва – Тула.

К сожалению снимков автобусов Тула - Москва не делал, поэтому даю фото машины с другого маршрута, 2006 год, аналогичные "Икарусы" ходили на Москву
К сожалению снимков автобусов Тула - Москва не делал, поэтому даю фото машины с другого маршрута, 2006 год, аналогичные "Икарусы" ходили на Москву

Но тем же летом 2001 года первый и последний раз проехали из Москвы до Тулы на автобусе «Икарус», принадлежал он частнику. В Москве «Икарусы» отправлялись с Каланчевки, недалеко от трамвайного кольца, а в Туле с площади Московского вокзала, рядом с гостиницей «Москва».

До сих пор стоит в памяти какой-то гнусавый голос, который зазывал на данные автобусы на площади Московского вокзала, на всю площадь в громкоговоритель звучала фраза автобус на Москву. Это голос для тех, кто его помнит, стал таким же нарицательным, как и голос «Гоблина», дублирующего зарубежные фильмы. Отправлялись они по заполнению, пока более менее не заполнится салон.

Площадь Московского вокзала, за Газелью виден фрагмент красного "Икаруса", это как раз автобус, следовавший по маршруту Тула -Москва, июль 2005 года
Площадь Московского вокзала, за Газелью виден фрагмент красного "Икаруса", это как раз автобус, следовавший по маршруту Тула -Москва, июль 2005 года

То, что автобусы отправлялись из центра Москвы с одной стороны вроде бы и удобно, далеко ходить или ехать не надо, с другой было большим минусом, ведь по железной дороге или на метро по Москве перемещаться существенно быстрее. Так, что быстрым способом добраться из Москвы в Тулу или обратно эти «Икарусы» назвать было нельзя.

Сами же автобусы, это междугородние «Икарусы» моделей 256 или 250. Явно не новые, вероятно, приобретенные на каких-то АТП, часто изношенные и чадящие. Вот на одном таком мы и выехали утром с Каланчевки в Тулу. Думали, что получится быстрее электропоезда, ан нет, время в пути заняло примерно четыре с половиной часа.

Не успев отъехать от Каланчевки, наш «Икарус» вышел из строя. Оказалось, порвался ремень, у водителя бы запасной, так что через полчаса поехали. Кстати, в автобусе пахло отработанными газами. Наш путь пролегал через половину Москвы, это один из редких случаев, когда наземным транспортом ездил на подобные расстояния в столице, т.е. мы проехали от Каланчевской до Варшавского шоссе и вышли на трассу М2. Можно сказать вышла обзорная экскурсия по столице. Только это прибавило как минимум час пути. Зато проезжали места, где ходили трамваи или троллейбусы, так что изучал в пути московский транспорт, Интернета тогда еще не было, он появится через два с небольшим года.

А потом еще часа три ехали до Тулы, разумеется, с зеленой стоянкой. Все время в пути возникало ощущение тревоги, как бы у этого автобуса ветерана еще что-то не сломалось, но обошлось. До Тулы доехали без приключений. Правда, выигрыша времени относительно тогда еще зеленой электрички не было, скорее наоборот.

Еще долгие годы потом стояли «Икарусы» на площади перед гостиницей «Москва» и на всю округу разносился голос зазывал. Казалось эти «Икарусы» срослись с площадью, стали ее визитной карточкой навсегда. Но, нет. Потом они внезапно пропали, а в какие годы уже и не помню. Появились маршрутные такси, сначала «Газели» и «Богданы», а потом более вместительные, нежели «Газели», микроавтобусы, которые курсировали в среднем раз в полчаса с нескольких точек в Москве и Туле. Они то и вытеснили старые «Икарусы» на свалку истории.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.

Наша группа ВКонтакте о Туле - За лучшую Тулу - присоединяемся, друзья.

Другие материалы канала о транспорте Тулы:

Приглашаю на очередную прогулку по старой Туле на старых трамваях

Как ходил тульский трамвай 30 лет назад

Как ходил тульский троллейбус 30 лет назад

-3