Найти в Дзене
История культуры СССР

Неизвестный Катаев или что ж вы кабачки в вино крошите

Катаев пригласил в свою новую квартиру драматурга Виктора Шкловского. Кругом был шик  - и в размерах квартиры, и в мебели, и в хрусталях. Катаев спросил у Шкловского, рассчитывая на остроумие гостя: - ну, что мне еще не хватает , Виктор Борисович? - Октябрьской революции, - ответил Шкловский и ушел. Как вы догадались, сегодня пост о легендарном авторе "Белеет парус одинокий", "Алмазный мой венец" и многих других - Валентине Катаеве. Хотя и Шкловский ( 1893 - 1984 ) заслуживает отдельного поста. Личность масштабная, но подзабытая. Увы, увы. Так вот. После того случая, когда Катаев слышал фамилию Шкловский, он сводил брови к переносице, словно вспоминая и проговаривал: - Шкловский... Шкловский... А! Это тот, что ссыт одновременно в разные стороны! Все же не удержусь и отвлекусь на Виктора Борисовича Шкловского. В гости к нему как-то попал легендарный режиссер Сергей Параджанов. Легендарным он был еще и потому, что называл себя "официально разрешенным в СССР гомосексуалистом". Параджа

Катаев пригласил в свою новую квартиру драматурга Виктора Шкловского. Кругом был шик  - и в размерах квартиры, и в мебели, и в хрусталях.

Катаев спросил у Шкловского, рассчитывая на остроумие гостя:

- ну, что мне еще не хватает , Виктор Борисович?

- Октябрьской революции, - ответил Шкловский и ушел.

Валентин Катаев ( фото с сайта biographe.ru)
Валентин Катаев ( фото с сайта biographe.ru)

Как вы догадались, сегодня пост о легендарном авторе "Белеет парус одинокий", "Алмазный мой венец" и многих других - Валентине Катаеве. Хотя и Шкловский ( 1893 - 1984 ) заслуживает отдельного поста. Личность масштабная, но подзабытая. Увы, увы.

Так вот. После того случая, когда Катаев слышал фамилию Шкловский, он сводил брови к переносице, словно вспоминая и проговаривал:

- Шкловский... Шкловский... А! Это тот, что ссыт одновременно в разные стороны!

Все же не удержусь и отвлекусь на Виктора Борисовича Шкловского. В гости к нему как-то попал легендарный режиссер Сергей Параджанов. Легендарным он был еще и потому, что называл себя "официально разрешенным в СССР гомосексуалистом". Параджанов рассматривал на стене фотографии. Одна из них заинтересовала его более других. На ней, в мокрых полосатых купальниках, на пляже сидели Владимир Маяковский и хозяин дома. Они были сняты в профиль, прижавшись друг к другу спинами.

Вот Параджанов изумленно спросил:

- Виктор Борисович. А вы спиной чувствовали гениальность Маяковского, или кроме мокрого купальника ничего не ощущали?

Масштаб личности Шкловского осознали?

Виктор Шкловский ( фото с сайта wyme.ru)
Виктор Шкловский ( фото с сайта wyme.ru)

Вернусь к Катаеву. В 30-ые годы был дружен с Юрием Олешей. В те годы они были знаменитые и оба богаты. ( Олеша еще не уходил в свои знаменитые запои). Как-то, гуляя по улице Горького, они познакомились с двумя девушками и пригласили их в ресторан "Арагви".

Там писателей знали, приняли с почетом и предоставили отдельный кабинет. Они заказали шампанского и ананасов. Катаев вылил обе бутылки в хрустальную вазу и стал нарезать туда ананасы.

Одна из девушек сделала ему замечание:

— Что же это вы хулиганничаете?.. Что же это вы кабачки в вино крошите?

Ха-ха-ха. Да, социальный уровень той Москвы, даже на улице Горького, сильно разнился.

История другая. Легендарный советский журналист Михаил Кольцов в свое время возглавлял объединение печатных изданий «Жургаз». Там устраивались вечера с приглашением знаменитостей. И вот ведущий объявляет:

Михаил Кольцов ( фото с сайта kulturologia.ru)
Михаил Кольцов ( фото с сайта kulturologia.ru)

Дорогие друзья! Среди нас присутствует замечательный пианист Эмиль Гилельс. Попросим его сыграть…

Раздаются аплодисменты, Гилельс встает со своего места, поднимается на эстраду и садится за рояль.

Затем ведущий говорит:

— Среди нас присутствует Иван Семенович Козловский. Попросим его спеть…

И так далее…

Все это надоело подвыпившему Валентину Катаеву и он с места  провозгласил:

— Дорогие друзья! Среди нас присутствует начальник главреперткома товарищ Волин. Попросим его что-нибудь запретить…Раздался смех и аплодисменты. Обидчивый цензор демонстративно покинул зал.

Со стороны Катаева, хоть он и был пьян, это был смелый поступок. Хотя, как говорится, пьяному море по колено.

Подписывайтесь на мой канал. Отмечайте "Больше такого" и поддерживайте мой канал материально. Да воздастся вам за вашу доброту!