Рискует ли ИП, работая с самозанятыми? Да, риски есть.
Далеко не все компании готовы работать с самозанятыми. Это связано и со стандартами работы (например, самозанятые не выставляют счета и не подписывают акты), и с объективными рисками. Какие же это риски?
1. Отсутствие у лица статуса самозанятого на момент заключения договора
Или, что более вероятно, прекращение этого статуса в момент исполнения договора.
Работа с лицом без указанного статуса влечет то, что вы как налоговый агент должны будете заплатить за него НДФЛ и страховые взносы (+43% к стоимости услуг). А за нарушение сроков выплат – еще и штрафные санкции.
Как избежать
При заключении договора проверять статус лица на сайте налоговой https://npd.nalog.ru/check-status/, а в договор включать условия, что, во-первых, исполнитель обязан незамедлительно уведомить заказчика о прекращении статуса, а, во-вторых, об ответственности за неисполнение этой обязанности.
2. Переквалификация договора оказания услуг, заключенного с самозанятым, в трудовой договор (ст. 19 ТК РФ)
К этому может привести то, что отношения по договору носят постоянный и системный характер; не прописан конкретный результат работ/услуг; у самозанятого вы единственный заказчик; в договорах, и переписке встречаются фразы, связанные с зарплатой, графиком, трудовыми обязанностями, приемом и увольнением, должностными инструкциями и т.д.
Последствиями переквалификации будет:
- Доначисление 13 НДФЛ% и страховых взносов.
- Привлечение к ответственности, установленной ч. 4 ст. 5.27 КоАП.
- Выплата лицу всех компенсаций, льгот и т.п. в соответствии с трудовым законодательством.
Как избежать
Тщательно продумывать порядок взаимодействия с самозанятым и грамотно формулировать условия договоров
3. Не представление самозанятым закрывающего документа
Таким документом является только чек из приложения «Мой налог». Если этого документа у вас не будет, то нельзя будет отнести на затраты для уменьшения налогооблагаемой базы расходы по оплате услуг самозанятому.
Что делать в такой ситуации
Включить в договор условие о том, что самозанятый обязан компенсировать любые финансовые потери заказчика (как то: штрафные санкции, убытки, увеличение сумм налогов и т.п.), вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
Кроме того, следует напоминать самозанятому о соблюдении договорной дисциплины, например, письменно запрашивать чеки, присылать акты сверок расчетов, письма, претензии и т.п. в зависимости от ситуации.
Нужна консультация по этому вопросу? Обращайтесь!