Найти тему
Книжный класс

Русский венецианец

…Он всячески уклонялся от выставок на родине под какими-то надуманными, вымышленными предлогами. Даже был скандальный момент: сам Александр III предложил ему стать куратором выставки, но художник как-то любезно ушел в сторону и сказал что-то вроде того, что лучше вы к нам приезжайте в Лондон. В основном, тогда он выставлялся в Лондоне. В итоге, картины Волкова или Руссоффа (псевдоним) широко циркулируют сейчас по всему миру, продаются на аукционах, ими украшают обложки книг, даже коврики делают с его пейзажами. В самой же России их можно сосчитать по пальцам. Третьяков купил одну картину, которая находится в запасниках. Есть еще несколько экзотических пейзажей там же. Однажды один вид Венеции приобрела в Царском Селе Александра Федоровна, последняя российская императрица, о чем Волков рассказывает в своих мемуарах. Сама картина исчезла из России (ее вывез один гитлеровский оккупант) и неожиданным образом вернулась в Царскосельский дворец несколько лет тому назад по линии реституции…

Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель
Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель

Но самые причудливые судьбы картин уступают причудам судьбы их автора. Александр Николаевич Волков (1844-1928), дворянин с трехсотлетней историей рода, владел имением на Псковщине, но не имел с него дохода и стал государственным служащим – профессором кафедры физиологии растений Новороссийсского университета. А потом вдруг оставил карьеру ученого и уехал в Италию, где сделался очень успешным венецианским художником русского происхождения. И так хорошо стал зарабатывать на своих картинах, что спустя три года жизни в Венеции купил исторический особняк на Большом канале, получивший название по настоящей фамилии владельца – Палаццо Волкофф.

Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель
Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель

Через некоторое время он получил в наследство от дяди, брата матери, богатое имение-майорат с прибавкой второй части к фамилии – Муромцев. А в революцию потерял все свои российские владения, оставшись только с фамилией, славой художника, кругом европейских знакомств и единственным имуществом – особняком в Венеции. Под конец жизни Александр Николаевич засел за воспоминания, которые заняли больше полутысячи страниц и охватили всю его жизнь. Рукопись в переводе на английский язык находилась в типографии, когда художник скончался. Затем оригинал был утрачен, сам художник с каждым годом все более и более забыт, особенно на Родине. Но все-таки забвение оказалось не вечным.

Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Встреча на улице. Акварель
Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Встреча на улице. Акварель

Вышедшая в издательстве «Алетейя» книга представляет собой обратный перевод. (Впрочем, возможно, «обратный» - не совсем верно: есть мнение, что Волков-Муромцев писал свои воспоминания на французском языке). Объем книги меньше, чем первое английское издание. Составитель решил уделить больше внимания не реконструкции всей биографии забытого мастера, а реконструкция европейской культурной жизни, современной его основному творческому периоду. Тогда Волков общался с коронованными особами, с художественной элитой, в первую очередь, а в Венеции жили блестящие живописцы, в основном, тоже иностранцы – англичане, немцы, австрийцы. Его также тянуло к музыкальному миру: он описал свои встречи с Ференцем Листом, был почти своим человеком в доме Вагнера. Многие годы его связывали романтические отношения с знаменитой актрисой Элеонорой Дузе, и страницы о ней имеют большую ценность для искусствоведов.

Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель
Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель

Издание иллюстрировано репродукциями хорошего качества, хотя и ограниченного выбора. Имеет именной указатель и «геральдический постскриптум» – небольшое исследование о содержании и происхождении герба Волковых. Еще одной особенностью является характер текста: при всех трудностях перевода с неизвестного языка оригинала на английский, а с него на русский, удается почувствовать вкус, образование, образ жизни, чувств и мыслей человека той культуры, которая, казалось бы, была навсегда стерта, но все же иногда просвечивает самыми неожиданными бликами и тенями.

фото издательства "Алетейя"
фото издательства "Алетейя"

Волков-Муромцев А.Н. Палаццо Волкофф. Мемуары художника. /сост., науч.ред. и коммент. М.Г.Талалая; пер. с англ. О.И.Никандровой. – СПб.: «Алетейя», 2021. – 226 с., ил. (Италия-Россия)

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.

Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель
Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель