Найти в Дзене
EXTRAMAMA

Что делать, чтобы старший ребёнок не ревновал к младшему

Не один раз слышала от знакомых и видела в СМИ, как старший ребёнок из-за ревности к младшему совершает такие поступки, которые наносят вред здоровью младшего ребёнка (иногда даже с плачевным исходом). Ниже расскажу, как я избежала ревности старшего ребёнка, когда у него родилась сестра. Первое и самое важное: предупредить всегда легче, чем исправить. И в данном вопросе это правило не исключение. Своему сыну о появлении у него сестрёнки в первый раз я рассказала ещё на 12-ой неделе беременности. И после этого мы разговаривали о малышке почти каждый день. Сначала сын спрашивал, какая она в данный момент в животике, какого она роста, как она там плавает и вообще что делает. Во время таких бесед я говорила и о своих ощущениях, как я чувствую шевеления. И обязательно рассказывала сыну, что помню о своих ощущениях, когда в животике был он. Для ребёнка очень важно, когда вы радостно рассказываете не только о другом человеке, но и о нём самом. А ещё я говорила ему, что малышка уже в животе

Не один раз слышала от знакомых и видела в СМИ, как старший ребёнок из-за ревности к младшему совершает такие поступки, которые наносят вред здоровью младшего ребёнка (иногда даже с плачевным исходом). Ниже расскажу, как я избежала ревности старшего ребёнка, когда у него родилась сестра.

Первое и самое важное: предупредить всегда легче, чем исправить. И в данном вопросе это правило не исключение. Своему сыну о появлении у него сестрёнки в первый раз я рассказала ещё на 12-ой неделе беременности. И после этого мы разговаривали о малышке почти каждый день. Сначала сын спрашивал, какая она в данный момент в животике, какого она роста, как она там плавает и вообще что делает. Во время таких бесед я говорила и о своих ощущениях, как я чувствую шевеления. И обязательно рассказывала сыну, что помню о своих ощущениях, когда в животике был он. Для ребёнка очень важно, когда вы радостно рассказываете не только о другом человеке, но и о нём самом. А ещё я говорила ему, что малышка уже в животе нас слышит и чувствует, и реагирует на наши голоса. Заранее, за долгое время перед родами говорила, что уеду в роддом и буду с сестрёнкой там находиться несколько дней. И опять вспоминала про то, что и его рожала в роддоме. Конечно было много вопросов, что и как там происходило. Вообще самое важное во всех этих разговорах именно то, что у вас есть возможность поделиться со своим старшим ребёнком всеми воспоминаниями о том, как вы были им беременны и что тогда чувствовали. И передать ему, какая это радость - рождение ребёнка. И что эту радость вы испытали, когда родился он. И теперь тоже испытаете радость рождения второго малыша, уже вместе.

Тяжелее, конечно, приходится после возвращения домой из роддома, когда обычный распорядок дня меняется. Старший резко ощущает нехватку вашего внимания. Ему кажется, что всё это,- когда маленькому уделяется почти всё ваше время, а ему - ничего, - несправедливо. Вот тут я, неожиданно для себя, сформулировала такую фразу: "Сынок, представляешь? Сестрёнка твоя, только родилась, а у неё уже братик есть, ты. И она с рождения делит наше внимание с тобой. А когда ты родился, ты у нас с папой был один. И все шесть лет мы уделяли время тебе одному." И эта фраза оказалась такой ёмкой, и в то же время такой простой для понимания ребёнком.

Ещё я применяю один принцип в общении с двумя детьми. Пока младший ребёнок совсем маленький, мы с ним возимся сутками, меняем подгузники, гладим животик, кормим, переодеваем, делаем массаж, купаем и т.д. Конечно мы всё это делаем, говоря ему разные приятные слова обычно в ласкательной форме (например: "Ой ты наш хорошенький", "Ты наша красотулечка", "Умничка наша", и т.п.). Здесь хочу сделать акцент именно на том, что я произношу "наша", а не "моя". Казалось бы мелочь, но когда взрослый произносит слово "моя" или "мой", он как бы уединяется с этим "его" человечком. Поэтому в присутствии старшего ребёнка, произносите все ваши умиления как бы от вас вместе. И тогда старший будет чувствовать свою причастность к общению с малышом. У него не будет чувства отчуждённости. Ведь, когда вы произносите что-то от вас двоих, вы даёте понять старшему ребёнку на интуитивном уровне, что вы помните о нём.

Важный момент в отношении к игрушкам старшего ребёнка. Нам взрослым кажется, что ничего такого зазорного нет в том, чтобы дать малышу игрушку старшего брата или сестры (ведь скорее всего игрушки станут общими или перейдут по наследству). Но я считаю, что это тоже одна из причин, по которой может возникнуть такое неприятное чувство, как ревность или несправедливость. Если вы видите, что малыш тянется к игрушке старшего ребёнка, спросите у старшего, можно ли дать сестрёнке (или братику) эту игрушку. И только после согласия позволяйте младшенькому играть. И будьте готовы получить отказ (кстати по уважительной причине, ведь малыш может что-то сломать). Такое правило, на мой взгляд, принесёт только пользу. В дальнейшем дети будут уважительно относиться к вещам друг друга.

Ну и, конечно, старайтесь находить силы и время для общения и игр со старшим ребёнком. Особенно в первые месяцы, когда малыш ещё много спит и не передвигается активно (потом будет сложнее, так как за активно передвигающимся малышом нужно постоянно следить).

Всем мамам и папам желаю приятных, более или менее спокойных родительских будней. Делитесь в комментариях своими способами решения проблем с детской ревностью.