Людмила Марц, Надежда Комарова
Номер журнала: №4 2007 (17)
Персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее воспринимается современными российскими художниками, даже очень именитыми, как явление чрезвычайное. Для бурятского скульптора Даши Намдакова, многочисленные выставки которого в музеях и галереях России, Америки, Европы и Азии уже принесли ему международную известность и признание, демонстрация его скульптуры, графики и ювелирной пластики в одном из лучших залов в Лаврушинском переулке, очевидно, самый важный, самый ответственный момент его творческой жизни. Выставка в главном национальном музее страны - это и достойное признание искусства Даши Намдакова, и оценка его места и роли в современной культурной жизни России, и акт высокого доверия таланту и личности еще молодого художника в определении его дальнейшего пути.
После растерянности и разброда 1990-х годов, которым предшествовала длившаяся десятилетиями политика нивелирования национального своеобразия, с наступлением нового века в большой многонациональной России начали складываться местные художественные центры, ориентированные на внутренние особенности и внешние связи, на активный обмен выставками.
К концу XX века в Бурятии активизировалось движение по возрождению национальной культуры, обращению к своим истокам, осознанию этнической и культурной принадлежности огромному азиатскому региону, включающему Сибирь с Бурятией и Монголию, где столетиями причудливо переплетались нити «родства» и «соседства» близких народов.
Исторические же корни народов Забайкалья уходят в глубину тысячелетий, в культуру кочевников, которые непрерывно перемещались по необозримой евразийской степи от Северного Китая, Монголии до нынешней Венгрии, разнося по свету опыт и знания разных народов. От рождения до смерти кочевник был в пути. И сейчас в мироощущении бурятов сохраняется чувство природного единства с живой бескрайней степью и необъятным небом над ней, с ее мифами и духами.
Характерное для этой восточной культуры мифопоэтическое понимание мира находит все более интересное воплощение в современном искусстве Бурятии: поэзии, театре, пластическом творчестве (в 2006 году за художественное и музыкально-хореографическое решение спектакля «Дух предков» театральному коллективу под руководством Д.Бадлуева была присуждена премия Президента Российской Федерации).
Творчество Даши Намдакова, неожиданно и убедительно заявившего о себе в 2000 году на персональной выставке в Иркутске, а затем в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге и других городах и странах, явилось серьезным прорывом молодого автора в современное мировое искусство.
Даши Намдаков прошел хорошую классическую школу скульптуры, окончив в 1992 году Красноярский государственный художественный институт. С огромной благодарностью он вспоминает своего учителя - академика Академии художеств Льва Головницкого, который вместе с другими педагогами сибирского вуза сумел сохранить в одаренном студенте своеобразие видения.
Конечно, прежде всего феномен художника определяют его талант и интуиция. Но в то же время в нем субъективно и объективно сфокусировались самые различные явления и черты культуры нового столетия. Творчество Даши Намдакова, несомненно, явление ХХ! века, которое не могло возникнуть на 15-20 лет раньше, когда ни культура, ни общественное сознание Бурятии не были готовы к его восприятию. Даши родился «вовремя». Потому, анализируя и пытаясь понять «феномен Даши», следует исходить из параметров и представлений нынешнего времени - времени свободного проявления индивидуальности художника.
Бурятия раскинулась по обе стороны Байкала и с давних времен соединяет собой север с традициями палеоазиатских народов, юг пограничный с Монголией и Китаем, российскую территорию Сибири с запада и не менее необъятный Дальний Восток... В последние десятилетия населяющие эти территории народы, в жизни которых переплетены многочисленные религии и традиции, профессиональным художественным языком знакомят мир с сокровищницей духовных ценностей.
Искусство Даши Намдакова, соединяющее в себе восточную культуру Байкальского региона с достижениями европейского искусства, интересно и плодотворно рассматривать в контексте культуры ХХI века и в разных аспектах как некий кристалл, у которого постепенно высвечиваются все новые грани и плоскости.
Емким, выходящим далеко за рамки национального предстает его творчество, чутко и объективно реагирующее на возникший острый интерес к Востоку, к неведомому для западного сознания духовному миру, тревожащему и завораживающему. Иными словами, оно рождается как «ответ» на «запрос» времени. Не анализируя подробно причины этого интереса, все же стоит отметить всеобщее расширение визуальной картины мира, обусловленное внедрением телевидения и «всемирной паутины», влечение к новому, необычному и, что вполне объяснимо, формирование в обществе эзотерических настроений.
Притягательность искусства Даши для зрителей разных стран можно объяснить и широким интересом к буддизму, что не случайно, поскольку буддийская мифология, являющаяся одной из самых богатых в истории мировой культуры, сегодня стала наиболее распространенной в мире.
В наши дни мифология фигурирует в общественном сознании как великое наследие человеческой цивилизации и как неотъемлемая часть современного культурного достояния. Все чаще мифологические образы воспринимаются и высокой наукой как вполне допустимые способы миропонимания.
В современной культуре возникло особое явление - жанр фэнтези, получивший в литературе, а затем в кино и на телевидении широкое распространение и популярность. Основатель этого направления - английский писатель, филолог Дж. Толкиен, создавший в своих книгах сложный, вымышленный мир, увлекающий и завораживающий своей реальностью, был глубоким знатоком кельтской мифологии, ирландских саг и валлийских преданий.
И буддийская мифология, очевидно, может быть глубочайшим, неисчерпаемым источником подобного рода творчества. Допустимым представляется рассматривать творчество Даши Намдакова как явление близкое, родственное фэнтези, как выражение этих тенденций в пластике.