Разговорились тут детским неврологом. У неё стаж работы с детьми более 20 лет. Врач говорит, что в последние несколько лет стало очень много неговорящих детей. Многие не то что слова, даже слоги не говорят. Или говорят очень невнятно. Речь идёт не о детях с какими-либо особенностями развития, а о нормотипичных детях. Почему так происходит? У меня есть несколько предположений.
Это мои личные рассуждения на тему. Если вы знаете больше или работаете с детьми, например, как логопед, пишите о ваших предположениях в комментариях.
1. "Доброе родительство"
Современный подход к воспитанию детей гораздо мягче, чем это было принято раньше. Как это связано с темой? Очень просто. Детей принято баловать, поощрять. Родители зачастую потакают любым их желаниям. Мама считывает мысли и эмоции ребёнка, любые нечленораздельные звуки воспринимаются как слова.
Расскажу на своём примере. Как мне кажется, что подобное есть не только у меня. Полина довольно рано заговорила. Внятными были только два слова - "мама" и "папа". Остальные ее "слова" - это только буква или две, которые обозначали существо или предмет. Ребёнок первый и, конечно, нашей радости не было предела. Например, дочка называет кошку "Ккк" (жутковато слышится со стороны). И мы какое-то время, вместо того, чтобы проговаривать дочке реальное название животного, просто очень радовались, что дочка узнала кошку, даже её как-то назвала. Похоже же, "Ккк"! Разумеется, Полину за это хвалили, как и за другие подобные "слова". Вроде бы ребёнок развивается, называет предметы, пусть и частично, но правильно. В итоге сейчас это даёт обратный эффект. Дочка поняла, что она молодец, всё делает хорошо, поэтому какого-то стимула говорить или хотя бы пытаться называть слова правильно у неё нет.
Ещё одна ситуация, когда дочка что-то у меня просит. Я тоже сначала не проговаривала предмет, давала сразу, как потянется. Дети всё схватывают на лету. Ребенок думает: "Если я так попросил, и мне дали, то я всё делаю правильно, нужно продолжать". Соответственно, тут ему тоже никакого стимула разговаривать нет.
Ну и самое распространённое, на мой взгляд, - "сюсюканье". Голуби - это гули, машина - бибика и т.д. Представьте, что вы иностранец. Вы пытаетесь выучить язык, ловите каждое слово, чтобы понять суть. А с вами разговаривают на несуществующем языке. Выучите ли вы язык? Очень сомнительно...
2. Развивающие мультики
Их сейчас очень много. Ещё, наверное, лет 5-10 назад такого разнообразия не было. "Мультики" предназначены для самого раннего возраста, вплоть до грудничков. В целом, что-то в таких мультфильмах действительно полезно. Однако, есть две проблемы. Первая - когда ребёнок учится говорить, он буквально смотрит вам в рот. Он слышит звук и смотрит на то, КАК именно вы его произносите. В мультиках, конечно, персонаж тоже что-то говорит, но его артикуляция вряд ли будет прорисована правильно. У ребёнка возникает диссонанс между услышанными звуками и реализацией. Ребёнок понимает слова, но не понимает, как их нужно произносить. Вторая проблема - мультфильмы рассеивают внимание. В реальной жизни ребёнку будет трудно сконцентрироваться на чём-то. Он будет ждать красок и действия, а не того, что нужно будет сделать что-то самому. Когда смотришь мультик, не нужно ничего говорить, как-то взаимодействовать с окружающим миром. Это просто развлечение, лучше не злоупотреблять.
3. Гаджеты и занятость
Я не говорю сейчас о том, что дети чуть ли не с пелёнок пользуются телефонами и планшетами. Я говорю о родителях, которые сами погрязли в интернете. Это могут быть соцсети или работа. Неважно, насколько полезными делами мы заняты. В это время ребёнок предоставлен сам себе. Да, ребёнок может играть сам, и это очень даже полезно. Но дети - это маленькие мы. Ребёнок видит, что сидение в телефоне - это хорошо, мама же не может делать что-то плохое... Мама в это время не разговаривает с ребенком, либо может попросить: "Поиграй пока тихонечко, я работаю". Какой вывод делает ребёнок? Играть молча хорошо, а говорить плохо. У неговорящих родителей - неговорящие дети. Ребёнку негде брать практику, негде учиться, кроме как у самых близких людей. Тут у многих ещё есть мнение о том, что в садике много детей, ещё успеет научиться. Я с этим не совсем согласна. В садике, конечно, много детей, но не факт, что они правильно говорят или говорят вообще.
Такие получились рассуждения на тему. Причин, на самом деле, много, но, как мне кажется, эти одни из основных.
Оценивайте статью, подписывайтесь на "Мамины тайны". Кстати, я решила почаще выкладывать видео с дочкой, в моих архивах их накопилось, наверное, тысячи. Так что заходите на канал, будет интересно!