Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Батуев: малоизвестный архитектор, внёсший огромный вклад в облик Петербурга

Оглавление

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я снова возвращаюсь к своей, пожалуй, самой любимой теме - к изучению творческого пути петербургского архитектора. На моём канале вышло уже более 30 статей и очерков, посвящённых зодчим Северной столицы: я успел рассказать практически о всех известных творцах конца 19 - начала 20 века. Однако сколько ещё выдающихся людей осталось без внимания?

В этом году я продолжу исправлять эту досадную несправедливость, и всё больше я буду уделять внимание тем зодчим, фамилии которых никогда не были на слуху не то что у туристов, но даже и у коренных жителей Санкт-Петербурга. Однако их постройки вы можете знать - просто не факт, что вы когда-нибудь задумывались о том, кто их возвёл.

Сегодня я расскажу об одном из таких архитекторов. Его зовут Пётр Николаевич Батуев: информации о нём очень мало как в интернете, так и в специализированной литературе - и это при том, что в Петербурге по его проекту было возведено порядка 50 зданий! Я постарался максимально подробно изучить творческий путь Батуева, и по итогу выбрал семь самых интересных его работ - предлагаю вашему вниманию результаты моей работы!

Но по традиции начнём с биографии - без неё мы не сможем в полной мере изучить творческий путь Батуева!

Биография

О биографии архитектора Петра Николаевича Батуева известно крайне мало: мы знаем, что он родился в 1872 предположительно на Урале (это следует из того, что Пётр Николаевич закончил Алексеевское реальное училище в Екатеринбурге), но высшее образование получил в Санкт-Петербурге, в Институте Гражданских инженеров - он переехал в Петербург и поступил в высшее учебное заведение в возрасте 20 лет.

Пётр Батуев (на фото слева) в компании со своим институтским товарищем Александром Ожеговым (его творческая карьера прошла в Перми). Фотография взята с сайта Википедия
Пётр Батуев (на фото слева) в компании со своим институтским товарищем Александром Ожеговым (его творческая карьера прошла в Перми). Фотография взята с сайта Википедия

По окончании ВУЗа в 1898 году Пётр Батуев был удостоен звания гражданского инженера - оно позволило ему начать самостоятельную архитектурную деятельность в Петербурге. Этим правом Батуев воспользовался сполна: за период с 1898 по 1914 годы Пётр Батуев выстроил в городе порядка 50 зданий по уникальным проектам, многие из которых вполне заслуженно удостоились звания памятников архитектуры!

Помимо этого известно, что свою карьеру архитектора Пётр Николаевич начинал с работы в Техническо-строительном комитете министерства внутренних дел - эта организация отвечала как за строительство зданий, подведомственных министерству (то есть, сооружения для органов охраны правопорядка), так и за общие, градостроительные вопросы. Но очевидно, что Батуев устроился в эту организацию для того, чтобы набраться опыта, поработать в той сфере, о которой он знал лишь в теории. Так он и поступил - Батуев прослужил в Техническо-строительном комитете с 1899 по 1903 год, после чего ушёл на "вольные хлеба" и стал работать исключительно по частным заказам.

Ещё один факт о Батуеве: с 1906 по 1908 год Пётр Николаевич, совместно с зодчим Алексеем Барановским издавал собственный архитектурный журнал "Домовладелец". Тем удивительнее, что о Батуеве до наших дней дошло так мало информации. Мы даже не знаем когда и где умер Николай Петрович - след его биографии обрывается вместе с Первой Мировой войной - именно тогда, в 1914 году, он возвёл свою последнюю постройку в Петербурге.

Ну что ж, приходится работать с тем, что имеем, а потому предлагаю перейти к творческому наследию Петра Батуева - именно оно хранит память об уже практически забытом зодчем!

Доходный дом на Свечном

Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Большая Московская улица, 12, Свечной переулок, 2

Первой полноценной постройкой Батуева стал достаточно неприметный доходный дом на углу Свечного переулка и Большой Московской улицы. Это здание нельзя назвать особо выразительным: конечно, по оформлению фасада сразу видно, что над проектом трудился талантливый и одарённый архитектор, однако само по себе здание вряд ли может привлечь к себе внимание. Скорее оно играет роль классической петербургской "декорации": рассматривать его отдельно не очень интересно, однако в совокупности с остальными постройками вокруг, оно формирует прекрасный облик того самого центрального Петербурга, который мы все так любим.

-2

И,наверное, я бы не стал рассказывать об этом здании отдельно в любой другой ситуации, но в рамках данной статьи оно всё же представляет интерес: с помощью него мы можем проследить развитие творчества Петра Батуева и сравнить - с чего Батуев начинал свой путь, и до каких высот он в итоге вырос!

-3

Доходный дом М. В. Захарова

Дата постройки: 1901-1903
Адрес: Большой Казачий переулок, 6

Ещё одно очень интересное здание и, пожалуй, первая по-настоящему выразительная работа в послужном списке Батуева - доходный дом Захарова, расположенный в небольшом и узком, но при этом очень красивом Большом Казачьем переулке. И я бы сказал, что эта работа Батуева является главным украшением этого района!

-4

Доходный дом Захарова возводился по заказу кирпичного магната Петербурга - Михаила Васильевича Захарова: в конце 19 века заводы Захаровых выпускали до 4 миллионов кирпичей в год. По данному показателю Захаровы занимали первое место в Петербурге!

Разумеется, семейство Захаровых заработало на кирпичном деле баснословные деньги, часть из которых они вложили в строительство доходных домов в Петербурге. Два из них были построены по проектам героя нашей сегодняшней статьи! Но мы обратим внимание на одно из этих зданий - доходный дом на Большом Казачьем переулке представляет куда больший интерес, чем вторая работа Батуева по заказу Михаила Захарова.

-5

Не самое удачное место (Большой Казачий переулок находится на отшибе Загородного проспекта, и своим видом больше напоминает просторный двор, нежели полноценную улицу) негативно сказалось на популярности доходного дома Захарова: редкий турист заглядывает на Большой Казачий переулок, а потому дом Захарова незаслуженно обделён вниманием. И очень зря, ведь Батуев сумел создать не просто интересную постройку, но настоящее произведение искусства!

-6

Помимо декора, доходный дом Захарова интересен также и своими формами: отличительной чертой здания являются два массивных эркера, расположенные по бокам фасада и тянущиеся практически по всей его длине (эркеры не захватывают лишь первый этаж здания). Ну а "вишенкой на торте" являются завершения эркеры - две фигурные башни необычной формы, идеально завершающие и без того искусно выполненные эркеры!

Вообще, тема башен, ровно как и тема необычных, протяжённых почти во всю высоту здания эркеров, прослеживается во всём творчестве Петра Батуева - и в дальнейшем мы ещё не раз в этом убедимся!

-7

Ещё одной интересной чертой, на мой взгляд, можно назвать оригинальное оформление оконных проёмов здания: окна дома Захарова выглядят очень пластичными благодаря своему завершению - верхние углы оконного проёма элегантно скруглены, а роль сандрика у них играют изящные маскароны. Все эти черты намекают нам на то, что перед нами находится здание, спроектированное в стилистике модерна - пускай у него и достаточно консервативный симметричный фасад.

-8

Доходный дом Захарова стал первой крупной работой архитектора Батуева: именно эта постройка сделала его известным зодчим, и именно благодаря ней он стал получать всё новые и новые заказы.

Доходный дом Круглова

Дата постройки: 1905
Адрес: Невский проспект, 147, улица Профессора Ивашенцова, 1

Моей любимой постройкой архитектора Батуева, несмотря на большое богатство его творческого наследия, всё равно является доходный дом Круглова. Увидев его в первый раз, я был восхищён красотой фасадов здания: до сих пор я считаю, что дом Круглова - одна из самых красивых построек на Невском проспекте, и уж точно - самая красивая на Староневском!

Изначально угловая часть дома Круглова завершалась фигурной башенкой, но, к сожалению, до наших дней она не дожила
Изначально угловая часть дома Круглова завершалась фигурной башенкой, но, к сожалению, до наших дней она не дожила

Доходный дом Круглова стал первой постройкой в послужном списке Батуева, построенной в ярко выраженной стилистике модерна. Достаточно взглянуть на оформление фасадов здания, чтобы сразу понять, что перед нами памятник архитектуры этого стиля!

Особый интерес в этом плане представляет лепнина, изображающая переплетение диковинных растений, издали напоминающих виноградную лозу. Этот мотив проносится через весь фасад дома: он присутствует и в основании эркеров, и в нишах под оконными проёмами, и даже на карнизе здания!

-10

Кроме того, Батуев ловко играет с формами окон здания: особенно в этом плане мне импонирует оконный проём, расположенный под эркером квадратной формы (да, эркеры у этого здания тоже различаются - и по формам, и по оформлению).  Все эти, казалось бы, незначительные детали придают доходному дому Круглова особый шарм!

Эркеры дома Круглова выполнены в излюбленной Батуевым манерой: они тянутся от второго этажа до самого карниза дома, а декор делают эркеры визуальной доминантой здания
Эркеры дома Круглова выполнены в излюбленной Батуевым манерой: они тянутся от второго этажа до самого карниза дома, а декор делают эркеры визуальной доминантой здания

Эта постройка слегка выбивается из общей стилистики Батуева: в дальнейшем он не строил доходных домов со столь роскошным оформлением в стилистике европейского модерна. Однако на примере дома Круглова мы можем убедиться, что Пётр Николаевич мог работать и с такими заказами - он в целом был очень разноплановым мастером, и работал в разных стилях, подстраиваясь под желания заказчиков - очень полезный навык для архитектора тех лет!

Доходный дом А. Е. Длусской

Дата постройки: 1909
Адрес: Мытнинская улица, 4, 3-ая Советская улица, 48

И в подтверждение моих слов мы рассмотрим ещё одну постройку Петра Николаевича, которая разительно отличается от всех предыдущих его работ. Если ранее Батуев отдавал предпочтение модерну или, в крайнем случае, поздней эклектике, то в случае с домом Длусской архитектор обратился к стилистике необарокко!

Доходный дом Длусской своим внешним видом напоминает дворец, выросший в объёмах и превратившийся в многоэтажное здание. Об этом нам говорит оформление фасадов здания - оно у него вполне "дворцовое": колонны, волюты, руст - все соответствующие черты барокко на месте!

-13

Особенно оригинально оформлены балконы здания: от балкона третьего этажа отходят две массивные колонны, играющие роль опоры для расположенного над ним балконом пятого этажа. Крайне необычный приём, выгодно отличающий дом Длусской от других построек Петербурга, выполненных в стиле необарокко. Жаль, что этот приём используется в доме Длусской всего лишь дважды (4 балкона на весь доходный дом таких размеров - в целом очень скромно).

Кстати, по своим формам эти балконы очень похожи на типичные "батуевские" эркеры - они тоже тянутся почти на всю высоту фасада, и тоже притягивают к себе всё внимание зрителя!
Кстати, по своим формам эти балконы очень похожи на типичные "батуевские" эркеры - они тоже тянутся почти на всю высоту фасада, и тоже притягивают к себе всё внимание зрителя!

Однако всё же нужно признать, что от дворца фасады дома Длусской отличаются своей аскетичностью: несмотря на большой набор украшений здания, всё их богатство при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно скромным - так, сандрики оконных проёмов почти везде выполнены не в виде пышной лепнины, а в достаточно прямых и строгих формах.

Впрочем, эти нюансы раскрываются лишь при внимательном рассмотрении, тогда как издалека здание выглядит роскошно. Не удивительно, что Батуев использует подобный "визуальный обман": почти всегда к нему обращались хоть и богатые заказчики, но всё же не миллионеры, так что Пётр Николаевич привык работать с определёнными финансовыми ограничениями. А потому Батуев и искал способы построить здание подешевле, но при этом не нанося урона его визуальной роскоши.

Доходный дом П. Н. Батуева

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: улица Куйбышева, 32

К 1910 году Батуев накопил достаточный капитал для строительства собственного доходного дома. И эта работа Петра Николаевича имеет большое значение при изучении его творческого пути: фактически, дом на Большой Дворянской улице (ныне улица Куйбышева) стал первой постройкой Батуева, которую он возводил на свои средства и исключительно для себя. А это значит, что при её возведении никто не контролировал Батуева, и он был свободен в выборе стиля здания. А потому дом Батуева выстроен в стилистике модерна, причём модерна скромного, без излишнего декора и украшательств.

-15

Однако отсутствие богатого декора не делает здание неинтересным - напротив, скромно украшенный фасад привлекает к себе внимание своими оригинальными формами: в центральной части здания Пётр Николаевич поместил два высоких, но узких эркера, расположенных максимально близко друг к другу и объединённых у основания небольшим балкончиком. Скажу сразу, этот приём хоть и оригинален, но он не новаторский: подобные балконы можно встретить в работах других зодчих Петербурга. Например, такие же балконы можно встретить у доходного дома Хлебникова в Виленском переулке (архитектор Гиршович), или сразу у нескольких работ архитектора Бубыря (например, дом Капустина на набережной реки Фонтанки).

Однако стоит отметить, что Пётр Батуев использовал этот приём крайне удачно - в его постройке два эркера, объединённые балконом, играют роль визуальной доминанты, главной "фишки" здания. И в этом плане доходный дом на улице Куйбышева уникален!

Впрочем, и оформление фасада дома Батуева не совсем уж аскетичное: есть здесь и растительные узоры, и любопытно оформлен последний этаж здания, переходящий в карниз, и даже мансарда здесь обладает уникальным обликом - в общем, выдающаяся работа!

Доходный дом В. И. Чулкова

Дата постройки: 1911
Адрес: Колпинская улица, 20, Колпинский переулок, 1, Большая Зеленина, 11

Доходный дом Чулкова - самая необычная постройка архитектора Батуева, в которой он соединил все свои любимые приёмы: высокая угловая башня, завершенная куполом необычной формы, длинные эркеры, тянущиеся от первого этажа до самого карниза, дроблённые "кубики" мансарды (ранее я не обращал внимания на этот приём, но он тоже неоднократно встречается в работах Петра Николаевича).

И всё же совмещение всех этих черт, казалось бы, привычных для Батуева, получилось каким-то гротескным, а потому доходный дом Чулкова не походит ни на одну другую постройку в Петербурге. Но давайте же рассмотрим его детально!

-17

Фасады здания облицованы "шубой" из штукатурки, основной массив которой периодически разбивается вставками с разного рода узорами из лепнины. При этом первый и последний этаж дома выглядят иначе: их гладкие стены контрастируют с остальным фасадом, тем самым выделяя основание доходного дома и его завершение.

-18

Ну а центральная часть фасада увенчана небольшим щипцом, который визуально утопает в нависающей над ним мансардой. Достаточно странный приём, ведь при беглом рассмотрении щипец и вовсе незаметен, хотя, по идее, такая деталь фасада должна бросаться в глаза зрителю. Но у Батуева на этот счёт, очевидно, было другое мнение.

-19

Ну и конечно, главной доминантой здания служат две массивные угловые башни. Почему их две? А всё просто - доходный дом Чулкова занимает прямоугольный участок, ограниченный тремя дорогами: Колпинскими улицей и переулком, а также Большой Зелениной.

-20

Логично было бы сделать визуальным акцентом угол здания, обращённый к Большой Зелениной улице, однако Пётр Николаевич рассудил иначе: он сделал равноправными оба угла здания, нависающие над перекрёстками. Таким образом, дом Чулкова не имеет однозначного парадного фасада: мы можем рассматривать его и со стороны Колпинского переулка, и со стороны Большой Зелениной улицы - и с обеих сторон он будет смотреться равноправно!

Перспектива на дом со стороны Колпинского переулка
Перспектива на дом со стороны Колпинского переулка

Ну и куда без оригинального купола, завершающего угловой акцент здания? Его Батуев сделал в виде перевёрнутого стакана, из которого выходит совершенно несоразмерная ему игла шпиля, на которую нанизано декоративное "яблочко". Гротескно, но очень любопытно, и, на мой взгляд, совершенно уместно для работы в стиле модерн!

-22

Доходный дом И. Я. Малкова

Дата постройки: 1912
Адрес: улица Красного Курсанта, 9

В качестве последней постройки в этой статье рассмотрим ещё одну работу Батуева на Петроградской стороне, а именно доходный дом Малкова, построенный в створе Офицерского переулка на месте его пересечения с улицей Красного Курсанта.

-23

Здание строилось по заказу Ивана Яковлевича Малкова. Помимо съёмных квартир, в здании на улице Красного Курсанта также была устроена скульптурная и лепная мастерская, принадлежавшая домовладельцу - Малков занимался декорированием доходных домов, а потому и для своего собственного доходного дома лепнину он изготавливал самостоятельно. Этим и объясняется такое богатство лепного декора на фасаде!

-24

Однако, стоит заметить, что к 1912 году Петр Батуев взял курс на царивший тогда в архитектуре Петербурга неоклассицизм, и доходный дом Малкова яркий тому пример: здание всё ещё выстроено в стилистике модерна, однако его декор тяготеет больше в сторону стилистики неоклассицизма. Впрочем, и модерновые украшения здесь имеются (и лепные ромашки, изображённые на фото выше - яркий тому пример).

-25

Но, к сожалению, в 1914 году творческий путь Петра Батуева, как и деятельность практически всех архитекторов Северной столицы, оборвался. Что стало с Петром Николаевичем в дальнейшем, увы, неизвестно - мы не знаем даже пережил ли он революцию 1917 года. И я думаю, что в дальнейшем мы ещё сможем узнать об этом, так как в Петербурге имеется огромное количество неисследованных архивов, которые хранят информацию, в том числе, и о таких выдающихся людях, как Пётр Батуев.

Но со своей стороны я постарался сделать всё, что было в моих силах. Надеюсь, мой анализ творчества Петра Батуева был вам интересен. Если это так, то обязательно подписывайтесь на мой канал - в этом году я постараюсь регулярно выкладывать работы, посвящённые зодчим Санкт-Петербурга.

Спасибо за внимание и до новых встреч!