РОСДОРНИИ оценил стоимость строительства автомобильных дорог в России и за рубежом.
Дорогие ли в России дороги? На самом деле нет: строительные затраты в России в среднем меньше, чем аналогичные затраты в зарубежных странах. Таким образом, в настоящее время стоимость строительства автомобильных дорог в Российской Федерации не выше среднего уровня, наблюдаемого в большинстве стран Европы и Северной Америки.
Однако, чтобы правильно оценить стоимость дороги в пересчёте на её протяжённость, необходимо учесть затраты и специфику проектно-сметной документации, а также региональные и климатические особенности.
География и климат
Россия поделена на пять дорожно-климатических зон, у каждой из них разные условия и стоимость дорожного строительства. Так, примерно 60% территории РФ приходится на зону вечномёрзлого грунта. что требует применения специальных решений при устройстве дорожного основания. Кроме того, в России многие автодороги проходят через горы и реки, что значительно увеличивает затраты на их строительство.
Что касается регионов с сезонным промерзанием, то на востоке России его глубина достигает 2 м. По мере продвижения на запад глубина промерзания уменьшается и на юго-западе Европы не превышает 0,3-0,5 м.
Сравнение климатических условий российского Севера и скандинавских стран также не вполне корректно, поскольку на территории последних среднегодовая температура несколько выше из-за наличия тёплого течения Гольфстрим. К примеру, среднегодовая температура в Хельсинки составляет +5,3 °С, в то время как в расположенном с ним на одной широте Архангельске – +0,8 °С, а в Мурманске – 0 °С. В целом, в зависимости от климатической зоны и суммы других условий, стоимость строительства одного километра четырёхполосной автодороги в России может различаться в три раза.
Себестоимость строительства
Затраты на строительство автодорог в РФ и за рубежом существенно отличаются.
К примеру, в Европе, США и Канаде в структуру затрат на дорожное строительство не входят расходы, связанные с подготовкой территории: выкуп земель, возмещение ущерба собственникам земельных участков и изымаемых объектов недвижимости, снос, вынос и переустройство зданий и инженерных коммуникаций и пр., а также сезонное увеличение стоимости работ (на 5–7 % зимой), а в России такие затраты учитываются в структуре сметной стоимости. К примеру, стоимость выкупленных земель может составлять от 10 % (на незастроенных территориях) до 45 % (в густонаселенной местности) от общей стоимости дорожного строительства.
Кроме того, ставка НДС существенно отличается от страны к стране (а иногда и внутри одной страны). Так, в разных штатах Бразилии ставка налога может варьироваться от 1,5 % до 35 %, в Канаде составляет 5 %, а в США вместо НДС действует налог с продаж по ставке от 0 % до 15 %, в зависимости от штата.
Нормативные различия
При оценке себестоимости строительства автомобильной дороги необходимо учитывать не только её протяжённость в километрах, но и параметры дорожного полотна (конструктивное исполнение, применяемые строительные ресурсы, габариты и т.д.). К примеру, ширина полосы движения на скоростных дорогах в Российской Федерации составляет 3,75 м. За рубежом действуют более гибкие нормы по ширине полосы движения, обочины и разделительной полосы, которые зависят от состава транспортного потока. Например, полосы, не предназначенные для скоростного движения и для грузового транспорта, могут быть более узкими: в среднем их ширина колеблется от 2,75 до 3,75 м, в зависимости от страны.
Сравнение методов оценки себестоимости
На стоимость строительства также влияет и метод оценки. стоимости строительства.
Общее между Россией и другими странами:
- Расчёт сметы расходов производится на основе изучения рынка и прошлого опыта работы с подобными проектами;
- Затраты планируемого проекта определяются по видам работ путём анализа ключевых показателей ранее завершённых проектов;
- Состав работ учитывается в соответствии с технологией строительства и нормами, принятыми в стране;
- Для оценки затрат на дорожные проекты существуют и разрабатываются директивы (нормативные правовые акты);
- Отбор проекта осуществляется на конкурсной основе.
Отличия зависят от подхода к выбору оптимальных параметров и приемлемых расчётов для определения цены проекта дорожного строительства.
К примеру, в Швеции применяют т. н. «шаблон тройных оценок»:
На ранних стадиях расчёты производят по наиболее крупным статьям затрат;
В процессе планирования выполняется вспомогательный расчёт, основанный на традиционных методах оценки стоимости строительства (количество продукции на цену единицы);
Для прогнозирования конечной стоимости инвестиций выполняется оценка неопределённости инвестиционной стоимости, которая позволяет выявить и оценить долю неопределённых элементов в составе затрат;
Окончательные ожидаемые общие расходы формируются и документируются как обобщение общей стоимости на основе вспомогательного расчёта и результата анализа неопределённости. По завершении строительства их сравнивают с фактическими конечными затратами.
Схожия отличия есть на Кипре, в Хорватии, Латвии, Польше, Турции и других странах.
Сегодня Россия занимает пятое место в мире по протяжённости автомобильных дорог и седьмое – по объёму инвестиций в дорожную инфраструктуру. В сумме они составляют примерно 0,8% ВВП, что соответствует среднему общемировому уровню.
В Российской Федерации подходы к определению «плановой» стоимости строительства основаны на натуральных показателях реализованных объектов-аналогов и информации о стоимости строительных ресурсов. Их разрабатывает наш институт. РОСДОРНИИ ориентируется на постоянное применение наилучших технологий в дорожно-строительных работах.