Знаменитый натуралист и сторонник консерватизма Джон Мюррей III образовали маловероятный союз в популяризации радикальной идеи.
Идеи Чарльза Дарвина об эволюции потрясли британскую викторианскую публику после выхода книги "О происхождении видов", самой популярной книги 1859 года, которая сделала Дарвина известным в народе и изменила ход истории науки. Однако гораздо менее известен издатель Дарвина, Джон Мюррей III. Хотя он ввел Дарвина и его теорию естественного отбора в общественную сферу, Мюррей был человеком своего времени, который был глубоко озабочен последствиями теорий Дарвина и за кулисами даже боролся против них.
Религиозные последствия "Происхождения видов" поставили Дарвина и Мюррея по разные стороны. И хотя Мюррей согласился опубликовать книгу, он сделал это "несмотря на возражения своей совести".
Обеспокоенный привратник
Книжный бизнес был в крови Мюррея. Его дед (также носивший имя Джон Мюррей) основал компанию, а при его сыне, Джоне Мюррее II, она стала одним из самых влиятельных издательств в стране, выпуская произведения Джейн Остин, сэра Вальтера Скотта, Вашингтона Ирвинга и лорда Байрона. Когда компания перешла к Джону Мюррею III, он с энтузиазмом взялся за семейный бизнес, но придерживался более консервативных взглядов, чем его предшественники. Кроме того, Мюррей также издавал "Квартальное обозрение", консервативное периодическое издание, основанное его отцом.
Издатели, подобные Мюррею, обладали значительной властью в качестве "моральных привратников", они решали, какие идеи "пригодны" для общественного потребления. Они контролировали, кто может раскачивать лодку, и насколько сильно можно ее раскачивать. Были определенные взгляды, которые были приемлемы в викторианском обществе, и другие идеи, которые не были приемлемы. И частью работы Мюррея, как издателя, было вынесение суждений о том, какие идеи приемлемы для его аудитории.
Несмотря на свою современную репутацию, вызывающего споры, "Происхождение" не было ни откровенно политическим, ни антагонистическим по отношению к религии. Большая часть книги Дарвина — это конкретная естественная история, две из четырнадцати глав которой посвящены географическому распространению видов, а еще две - геологии. Однако, описывая эволюцию жизни без ссылки на Бога, книга показалась некоторым читателям радикальной и тревожной. И Мюррей, хотя и согласился на публикацию, "питал сомнения по поводу своей роли в продвижении безбожного взгляда на природу".
Мюррей не обязательно был приверженцем церкви, скорее, он был убежденным консерватором, который опасался влияния Дарвина на английское общество. Он был из тех людей, которым было комфортно с правлением Тори, с англиканством. Он хотел, чтобы эти строительные блоки английского общества остались незыблемыми.
Мюррей уважал Дарвина и редко вступал в прямую конфронтацию с естествоиспытателем. Но даже контролируя публикацию книг Дарвина, он заказывал негативные рецензии на эти же работы и впоследствии опубликовал свой собственный анонимный трактат против эволюции. Время от времени его беспокойство всплывало на поверхность. Прочитав в 1871 году рукопись Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" - книгу, в которой эволюция человека рассматривалась более непосредственно, чем в "Происхождении", - он предупредил Дарвина, что его книга заставит читателей "навострить уши и поднять брови". Он также выразил обеспокоенность тем, что обсуждение деторождения животных, возможно, слишком откровенное для некоторых читателей, должно быть "смягчено".
У Дарвина были доказательства
Хотя "Происхождение" не затрагивало напрямую вопрос эволюции человека, его описание природы - где растения и животные эволюционируют по естественным законам, без божественного руководства - заставило некоторых читателей почувствовать себя неуютно. (В книге не было упоминания о Боге, за исключением единственной ссылки на "Творца", добавленной во втором издании).
Однако идея эволюции не была новой. Дед Дарвина, Эразм Дарвин, писал об этом в книге "Зоономия" в 1794 году. Книга «Остатки естественной истории творения» Роберта Чемберса вышедшая в 1844 году, провокационно рассуждала о том, как виды, включая человека, изменялись с течением времени, проводя сравнения с эволюцией Земли и Солнечной системы. «Остатки» была "более очевидно противоречивой", чем «Происхождение». «Остатки» заставили людей говорить о понятии эволюции, хотя это "не обязательно убедило их в том, что это правда". К «Происхождению» отнеслись гораздо серьезнее. У Дарвина были доказательства - голуби, ракушки, вьюрки – все это Дарвин собирал в течение 20 лет.
Мюррей, сам геолог-любитель с дипломом Эдинбургского университета, признал мастерство Дарвина как натуралиста. Отец Мюррея опубликовал "Принципы геологии" Чарльза Лайелла, которые оказали большое влияние на Дарвина. Лайель, в свою очередь, понимал значение "Происхождения" и убеждал Мюррея опубликовать новую книгу. Это мнение не было единодушным в издательстве Мюррея: Англиканский священник по имени Уитвелл Элвин, работавший редактором, назвал идеи Дарвина "отвратительными"; он сказал, что «Происхождение» страдает от "отсутствия доказательств" и рекомендовал Мюррею отклонить его.
Более важным для Мюррея, как издателя, был опыт Дарвина в написании увлекательных повествований. Рассказ Дарвина о его путешествии на борту корабля "Бигль" стал очень популярным, сразу, как только был напечатан в 1839 году, а Мюррей курировал новое издание книги в 1845 году, которое было продано тиражом около 6 000 экземпляров. Мюррей согласился опубликовать "Происхождение", чувствуя, что оно привлечет широкую аудиторию. Он был прав. Первый тираж в 1 250 экземпляров был распродан молниеносно в ноябре 1859 года.
Необычное партнерство
Несмотря на это, Мюррей не смог сдержать своих возражений. Он заказал рецензию на "Происхождение" для журнала "Квартальное обозрение" одному из самых суровых критиков Дарвина, Сэмюэлю Уилберфорсу, епископу Оксфорда. Позже Мюррей изложит свою критику в книге "Скептицизм в геологии", а также причины ее появления. Мюррей писал, что "мир, который мы населяем, столь прекрасный, столь наделенный всеми дарами, которые могут способствовать прогрессу, процветанию и счастью человека", вряд ли мог быть "незавершенной" работой его Создателя; он отверг мысль о том, что мир может быть "способен к улучшению... претерпевает материальные изменения день ото дня".
После публикации книги "Происхождение человека" в 1871 году Мюррей снова противоречил сам себе: Он опубликовал книгу, но дал противникам Дарвина полную свободу действий для очернения книги. В журнале "Квартальное обозрение" католический биолог по имени Сент-Джордж Миварт высмеял "Происхождение человека" за то, что она утверждает "радикально ложную метафизическую систему". Уитвелл Элвин возненавидел новую книгу так же, как он ненавидел "Происхождение". Он был уверен, что "теория происхождения человека от зверей исчезнет", как только появится "действительно выдающийся натуралист", который поставит Дарвина на место.
Какими бы напряженными ни были их отношения, Мюррей опубликовал 11 книг Дарвина, выпустив в общей сложности 150 изданий. Каковы бы ни были возражения Мюррея против идей Дарвина, он, как говориться, зрил в корень. Читатели выстроились в очередь, чтобы приобрести книги Дарвина, и "Происхождение человека" стало продаваться лучше "Происхождения видов". И автор, и издатель поняли, что имя Дарвина на титульном листе будет продавать книги.
Другой фактор также мог поддерживать партнерство Мюррея и Дарвина на плаву, несмотря на дискомфорт Мюррея: социальный класс. Дарвин был "джентльменом" с университетским образованием, квинтэссенцией высшего класса Англии с домом в деревне и наследством от отца. Другими словами, он представлял именно тот тип людей, которых Мюррей стремился публиковать.
Мюррей не опубликовал бы книгу Дарвина, если бы Дарвин был каким-нибудь радикалом из рабочего класса. Дарвин не был таким человеком. Он был радикалом, но ко всему прочему он был джентльменом, а Мюррей уважал джентльменов.
Если понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Я же со своей стороны постараюсь найти для вас еще больше увлекательных историй.
Также буду очень рада если вы обратите внимание на другие статьи канала "Выходец из библиотеки":
Правда о связи "Джекилла и Хайда" с Джеком Потрошителем.
Вендиго, каннибал из индейского фольклора
5 странных британских похоронных суеверий.