С лёгкой руки лингвиста Дэвида Нунана аудирование прозвали ‘Cinderella skill’. Навыком, который зачастую игнорируется в современном обучении, выдвигающим на первый план говорение. А вот я бы назвала “Золушкой” в отечественном ELT именно произношение.
Что обычно происходит на уроке? Скорее всего, мы тут же реагируем на неверно произнесенное слово и исправляем его. А как насчёт features of connected speech и интонации?
Ещё: подразумевается, что мы “дриллим” устно грамматические структуры (например, should’ve done / used to, etc) в процессе перехода от стадии presentation к practice. Либо в течение разговорной активности собираем самые труднопроизносимые чанки (вроде “любимых” студентами ‘in an office’ и ‘I went out at eleven’), а также ярко выраженные интонационно предложения или вопросы и отрабатываем их на стадии фидбэка. Например, если хотим отработать восходящую интонацию в yes/no questions и нисходящую в special questions, то даем студентам разыграть мини-диалоги.
А как разнообразить практику произношения?
🔴 Уделить внимание работе над интонацией в паузах и в конце предложения. Поможет отличная активность под названием “Did you know that?..” На карточках 3 цветов брейнстормим и пишем соответственно подлежащие, глаголы-сказуемые и обстоятельства – описания места/погоды/условий. Студенты берут по карточке из каждой стопки и получают замечательные предложения:
The president —— enjoys knitting socks —— on top of the iceberg.
A penguin ——works all day and all night ——when the doorbell rings.
Little Red Riding Hood ——is found —— in the White House.
После того как преподаватель продемонстрирует, как следует произносить предложение, а студенты сымитируют его, класс делится на пары. И ученики задают друг другу вопрос: “Did you know that...”, заканчивая получившимися предложениями и отвечая: “Oh really? How incredible!” 😊
🟠 Отработать ритм и интонацию поможет humming activity. Студенты получают карточки с фразами. Некоторые из них похожи ритмическим рисунком. Например, “What do you want?” и “Where was he from?”; “She tried to call you” и “I can’t believe it”. Задача – найти партнёра с похожим ритмически и интонационно предложением. Но есть условие: студенты не произносят свои предложения, а hum’ят – “гудят” и таким образом полностью сосредоточены на ритме! Веселье (и польза) обеспечены.
🟡 А чтобы практиковать отдельные звуки, кластеры звуков либо connected speech, разобьём студентов на пары. Каждая пара получит по 3 разные реплики с target phonetic features и ситуацию. Сначала студенты в паре тренируются произносить свои реплики. Затем они должны разыграть ситуацию в виде диалога и вставить в него 3 исходные реплики. Задача остальных студентов – догадаться, какие фразы были исходными.
Понравилась какая-нибудь из активностей? А как работаете над произношением вы?
***
А если вы хотите узнать, как провести свой первый урок идеально - так, чтобы ученики хотели заниматься только у вас - приглашаем вас на бесплатный вебинар от спикера ELT University Марины Мищериковой (DELTA - certified teacher).
На вебинаре вы:
- Разберетесь, как начать преподавать онлайн
- Получите пошаговый план, как стать экспертным преподавателем
- Поймете, что является основанием для повышения ценника за свои занятия.
Регистрируйтесь по ссылке и получите подарок - Подборку учебных пособий для преподавателей английского языка.