Процесс образовательной деятельности отличается тем, что ее результаты нельзя увидеть в тот же момент. Вы получаете услуги, но как понять, что они идут на пользу? Как оценить эффективность репетиторства? По каким критериям выбрать хорошего репетитора, а какие станут маркером того, что у этого человека лучше не учиться? Как вообще определить, что репетитор необходим, и не навредить ребенку, навязывая дополнительные занятия? На эти и другие вопросы отвечает эксперт Виктор Медведев, сертифицированный участник курсов подготовки экспертов по истории и обществознанию в предметных комиссиях, пятикратный стобалльник ЕГЭ, основатель центра «Репетиторская империя», более 300 учеников которого сдали единый единый государственный экзамен на 100 баллов.
Моему ребенку предстоит сдавать ЕГЭ в следующем году. Когда лучше всего начинать подготовку к экзамену? Как ему планировать время, чтобы успевать и учиться, и отдыхать, и общаться с друзьями?
@Елена Котова
Виктор Медведев:
У меня две дочери 8 и 13 лет, очень хотят начать изучать французский язык. Стоит ли мне нанять репетитора, который будет заниматься с обеими девочками одновременно? Это выгоднее для семейного бюджета, да и практиковаться в устной речи, на мой взгляд, проще. Или такая экономия не оправдана?
@Andrew
Виктор Медведев: Разница в 5 лет существенна, когда речь идет о школьниках. Может случиться так, что старшей дочери окажутся неинтересными и скучными упражнения для младшей девочки. Ведь у детей 8 и 13 лет разные интересы и разное восприятие материала, поэтому для их обучения одинаковые методики, как правило, не используются. Репетитору будет крайне сложно построить урок так, чтобы поддерживать мотивацию и интерес разновозрастных детей к занятиям на должном уровне.
Я учусь на физмате педагогического института Иркутского государственного университета, перешла на 2-й курс. Хотела бы заняться репетиторством с сентября. Вы пишете о маркерах «плохого» репетитора. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее, чтобы я знала, чего бояться.
@Виктория
Виктор Медведев: Бояться ничего не нужно. К «плохим» маркерам я бы отнес, к примеру, отсутствие запроса на профессиональное развитие, когда репетитор из года в год транслирует одну и ту же теорию, не следит за тем, что происходит в его сфере. Задания ЕГЭ меняются каждый год, поэтому важно непрерывно повышать свою квалификацию, проходить курсы, которые связаны с работой предметной комиссии. Кроме того, ученики с каждым годом становятся все более требовательными, поэтому нужно быть готовым к этому, подключать весь свой потенциал, чтобы найти подход к ученику и привести его к заветному результату.
Если по итогам занятий с преподавателем эффективность не подтверждается и знания не улучшаются, каковы возможности компенсации денег и потерянного времени?
@Олег Лахновский
Виктор Медведев: Если говорить о юридической стороне вопроса, то вероятность возврата денежных средств в претензионном или судебном порядке довольно призрачна, так как практически невозможно доказать, что занятия с конкретным преподавателем не дали нужного результата. Ведь результат зависит от множества факторов, включая отношение самого ученика к образовательному процессу.
Чтобы свести к минимуму подобные ситуации, нужно на старте обучения тщательно и внимательно отнестись к подбору репетитора или центра подготовки к ЕГЭ. Одним из способов промежуточной оценки эффективности занятий является проведение диагностических работ в формате ЕГЭ. Если баллы ученика неуклонно растут, значит, занятия выстроены эффективно. Если прогресса не чувствуется, всегда можно сменить репетитора, но, конечно, потерянного времени уже не вернуть.
Сын окончил 9-й класс, хочет поступать на химфак, но ему потребуется репетитор по химии. Он получает пятерки, но по оценкам знания не определишь, так как в школе уровень преподавания химии не очень высокий. Как правильно выбрать репетитора? Должен ли это быть хороший школьный учитель, студент, который сам поступил на бюджетное отделение вуза, или лучше нанять вузовского преподавателя? Какие вопросы задавать будущему репетитору и как проверить, действительно ли он чему-то учит?
@ Светлана Бутова
Виктор Медведев:
Подскажите, будет ли отсутствие опыта работы в учебной организации сказываться на уровне занятий, проводимых репетитором?@ ДианаВиктор Медведев: Прямой связи между местом работы репетитора и уровнем его подготовки к занятиям нет. Репетитор может работать в престижном вузе и прекрасно владеть университетской программой, но при этом не очень хорошо ориентироваться в тонкостях экзамена, не знать об актуальных изменениях.К сожалению, многие родители допускают ошибку, думая, что если они запишут ребенка на курсы при конкретном вузе, то это поможет ему в поступлении в этот вуз. Основным критерием при поступлении в университет являются результаты ЕГЭ. А они зависят не от того, при каком вузе проходил обучение ученик, а от того, кто помогал ученику в течение всего обучения.Какими учебниками и пособиями следует пользоваться для подготовки к ЕГЭ? Можно ли уже закупать их на 2022 год или пока рано?@ Виктория КитаеваВиктор Медведев: В 2022 году планируются значительные изменения в контрольно-измерительных материалах практически по всем предметам. Сейчас проходит стадия обсуждения перспективных моделей КИМов, которые можно найти на официальном сайте ФИПИ. Поэтому я бы пока не рекомендовал покупать сборники с заданиями для практики. Как правило, в конце августа публикуются проекты демонстрационных вариантов, а уже в сентябре-октябре выходят пособия с учетом изменений.Что касается теории по предметам, то имеет смысл приобрести учебники уже сейчас, так как основная информация остается неизменной. Кроме того, если вы решаете доверить подготовку каким-либо курсам, важно убедиться, чтобы предлагаемая ими программа обязательно учитывала изменения в КИМах.При выборе учебных пособий нужно, в первую очередь, ориентироваться на Федеральный перечень учебников, так как задания контрольных измерительных материалов составляются на основе книг из этого списка. Говоря о тренировочных вариантах, стоит отдать предпочтение тем из них, которые вышли под авторством людей, причастных к разработке вариантов ЕГЭ. Как правило, это издательство «Национальное образование» и «АСТ».Подскажите, чем отличаются форматы у репетиторов: индивидуальные занятия, в мини-группах, потоком, онлайн или оффлайн? Какой из них выбрать и почему?@ Анна Полосухина
Виктор Медведев:
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.