Найти тему
Жизнь с Музыкой

Любимая группа Yes. Часть 5/6. Семья Yes.

Любимая группа Yes. Часть 1/6. Дух.
Любимая группа Yes. Часть 2/6. Полет и Буря.
Любимая группа Yes. Часть 3/6. Сказка.
Любимая группа Yes. Часть 4/6. Созерцание и Солнце.

Очень многие музыканты в своих интервью буквально до буквы повторяют одну и ту же мысль – о том, что не они придумывают свою музыку, а она сама к ним приходит в ту минуту, когда они настраиваются на определенные вибрации. Им же остается только взять ее и материализовать. Лидер группы King Crimson Роберт Фрипп говорил так:

Когда я слышу музыку King Crimson – группа есть.
Но иногда я ее не слышу, и тогда группы нет.

О кримсонах я еще обязательно упомяну, потому что это – музыкальный антипод, антоним Yes, который вместе с Yes составляет одно целое (тем более их объединяют общие музыканты - ударник Билл Бруфорд и частично басист Тони Левин). Но если Фрипп “слышал” музыку группы в одиночку, то Yes, по моему ощущению, несмотря на все обиды и конфликты, составляет (какое счастье, что я могу употребить здесь настоящее время!) единый живой организм. Через группу в разное время прошло не менее 18 музыкантов (среди них был даже россиянин), но в любом составе они всегда писали что-то в той или иной мере узнаваемо-йесовское.

И этот процесс материализации вибраций из воздуха был им, без сомнения, хорошо знаком – они целый альбом назвали “Relayer” (Ретранслятор). Каждый, кто приходил в Yes – становился ретранслятором музыки Yes, он мог менять звук и стиль музыки, но не ее суть. А если кто-то уходил из группы и начинал творить сольно или в сотрудничестве с кем-то еще, то в его музыке волшебным образом неизбежно появлялись лучи йесовского солнца. И это – чудо из чудес.

У меня еще будет возможность рассказать о некоторых музыкантах группы, чье участие в группе стало практически знаком какой-то высшей миссии. Как минимум, я планирую рассказать о Джоне Андерсоне, Стиве Хау и Треворе Рабине. Но это потом. Сегодня - о том, что объединяет людей Yes.

Совсем немного предыстории для понимания.

Группа Yes образовалась в 1968 году и вскоре покорила мир следующим составом: вокал – Джон Андерсон, гитара – Стив Хау, клавиши – Рик Уэйкман, бас – Крис Сквайр, ударные – Алан Уайт. Это, так сказать, первый состав. В группе было много конфликтов, в основном из-за тиранической опеки Андерсона, который, по слухам, даже возил Уэйкмана по клавиатуре, в итоге последний несколько раз покидал группу, и в частности, после 1977 года не участвовал в записи альбомов (несчастный Union 1991 года не в счет).

В 1980-х годах вместо Стива Хау группу двигал другой гитарист – Тревор Рабин. Он был мощен и шикарен, но все же не смог предотвратить новые конфликты и перипетии. После альбома "Big Generator" 1987 года группа вновь развалилась, но тут же собралась в составе Андерсон-Бруфорд-Уэйкман-Хау (+ Тони Левин), чтобы, не имея прав на имя Yes (которой осталось у Сквайра), записать самый Йесовский альбом 1980-х.

"We are brothers, we are sisters of a big dream"

(ABWH)

В 1990-х и 2000-х годах из основного состава в группе, как правило, было 2-3 человека, дополняемые уже разными людьми, так сказать, третьего состава. Тем не менее, группа жила и активно записывала альбомы и гастролировала.

Но после альбома Magnification 2001 года Yes замолчал на 10 лет. В свое время этот альбом просто вывернул наизнанку мою душу и я понял, что жить без Yes больше не могу. Начиная со 2 курса своих институтских лет (2002), я много времени посвящал поиску информации о группе - кто что делает, и кто как себя чувствует. Так вот, c 2004 по 2009 год группы Yes официально не существовало, каждый занимался другими делами. За это время музыканты группы много чего сделали сольно, участвовали в других проектах и гастролировали непонятными составами.

Смутное было время... Но зато за этот период я трижды видел разных участников Yes по очереди вживую на концертах в Москве: в феврале 2007 года был концерт группы ICON (Джеффри Даунс), в ноябре того же года приезжал сам Джон Андерсон, он пел песни Yes и свои под одну гитару, в марте 2009 года был концерт группы Asia (Стив Хау, Джеффри Даунс).

Проект ICON (Джеффри Даунс и Джон Уэттон) в Москве, 22.02.2007
Проект ICON (Джеффри Даунс и Джон Уэттон) в Москве, 22.02.2007
Джон Андерсон в Москве, 21.11.2007
Джон Андерсон в Москве, 21.11.2007
Asia в Москве, 19.03.2009
Asia в Москве, 19.03.2009

В 2008 году группе Yes исполнилось 40 лет и было запланировано объединение группы и большой праздничный тур. Однако внезапно серьезно заболел Джон Андерсон - оно попал в больницу c бронхиальной астмой и чуть не умер. Группа не могла отменить гастроли (это бы обернулось большими убытками)... И Хау, Сквайр и Уайт не отменили тур, а взяли нового вокалиста и уехали, оставив Джона в больнице. Андерсон очень обиделся на них и заявил, что в группу не вернется.

Yes - Into The Storm (Fly From Here, 2011)

Джон, наверно, правильно сделал... Но тот вокалист, Бенуа Давид, с которым группа гастролировала в отсутствие Джона, оказался так хорош, что стал полноправным участником Yes и на потрясающем новом альбоме группы “Fly From Here”, вышедшем в 2011 году.

Изотоп Yes 2011 года: Уайт, Хау, Хорн, Сквайр, Даунс, Давид
Изотоп Yes 2011 года: Уайт, Хау, Хорн, Сквайр, Даунс, Давид

Так что сегодня я совершу ужасное кощунство – еще раз поставлю песню Yes, в которой поет не Андерсон.

Правда, после этого и с Бенуа расстались, и снова по причине болезни. Именно из-за него осенью 2011 года не состоялся концерт Yes в Москве, на который я еще в июне купил билеты и хранил их как величайшее сокровище. Почему-то я тогда даже не расстроился - рассудил, что это правильно, ибо негоже играть Музыку Весны поздней осенью. Тем не менее, семья есть семья – и Бенуа БЫЛ какое-то время ее частью.

С другой стороны, семья Yes в тот момент серьезно дала трещину, в результате чего сформировалось два состава.

Состав Сквайр-Хау-Уайт-Даунс, имевший права на название Yes, взяв себе опять нового вокалиста (Джона Дэвисона из Glass Hammer) и еще одного Йесовца из второго состава - Билли Шервуда, и продолжил давать концерты. Их даже хватило на новый альбом Heaven & Earth, который я хоть так и не смог дослушать до конца, но понимаю, что это была последняя песня Криса Сквайра, скончавшегося в 2015 году. Так или иначе, нравится это вам или нет, на сегодняшний момент это текущий официальный состав Yes.

Yes (ARW) - Live At The Apollo (50th Anniversary, 2018)

Но я хочу немного поговорить о втором составе Yes. Ну как второй... он "второй" только из-за юридических коллизий, он просто неофициальный.

И он возник ниоткуда...

К середине 2010-х гг., напоминаю – Джон Андерсон был еле жив, его хватало только на какие-то записи-коллаборации, где он уже практически не демонстрировал каких-то вокальных данных. Рик Уэйкман не записывался с группой с 1991 года, и не играл с ней с 2004 года. Даже в тот самый 40-летний тур 2008 года он, сославшись на возраст, снарядил своего сына Оливера. Тревора Рабина не было в группе с 1994 года, и все это время о нем вообще не было слышно – он писал музыку для фильмов, и за последние 25 лет выпустил лишь один сольный альбом (в 2012 году), не имевший популярности.

В 2017 году Андерсону было 73 года, Уэйкману – 68, Рабину – 63.

И вдруг, эта троица объединяется, называет себя вторым Yes-ом и самостоятельно отправляется в тур, посвященный уже 50-летию группы Yes.

Lou Molino III, Trevor Rabin, Jon Anderson, Rick Wakeman and Lee Pomeroy.
Lou Molino III, Trevor Rabin, Jon Anderson, Rick Wakeman and Lee Pomeroy.

Что можно было от них ожидать? Ну были мы на концерте группы Scorpions, отмечавшей тот же юбилей в Олимпийском. Перед нами предстали деды, сыпавшие песок и тщательно прятавшие огрехи игры и пения за грохотом и постобработкой звука.

А теперь послушайте вот этих дедов.

Я этот концерт смотрел с отвисшей челюстью и с глубокой благодарностью в душе... Дед Рабин отутюжил паучьи плетения партий Стива Хау, перевел их на современный язык и исполнил с намного большим вниманием к залу, чем обычно играет интроверт Хау. Дед Уэйкман отгрохал себе баррикады из синтезаторов и рулит на них с полным погружением в процесс и нескрываемым торжеством.

Ну а мега-дед Андерсон – просто феникс какой-то, восставший из пепла. Он не просто каким-то немыслимым образом сохранил свой голос – его пение едва ли не лучшее за эти 50 лет, оно не тонкое и бестелесное, как обычно – оно цельное, плотное и устойчивое. Кстати поют здесь все, кроме Рика. Понятно, что раз в группе Тревор, то песни его эпохи заняли значительную часть сета. И что удивительно – мы привыкли ругать этот период, но именно сейчас становится очевидно, что и "Lift Me Up", и "Changes", и "Hold On", и "Rhythm Of Love" – это тоже Yes, другой, но тоже имеющий право на признание. Тревор не только потрясающе играет, но все также потрясающе поет. Поет и новый ударник, с легкостью выполняющий работу Алана Уайта, и новый басист, который примерил “самые большие ботинки” – выдающиеся партии цемента группы – покойного Криса Сквайра.

Это самое мотивирующее видео, что я видел за последний год. И ничего, что за ним не последовало ни альбома, ни какого-то продолжения - этот коллектив распался, но подарок, который они оставили - бесценен. И кто знает - может быть мы доживем до нового воссоединения Семьи Yes, как это произошло в 1991 году. И быть может, этот Union даже не превратится в Onion (именно так называет тот Union 1991 года Джон Андерсон). В любом случае, история группы продолжается! Просто дай Бог здоровья всем этим людям, и всем, кто помечен знаком Yes.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!

Любимая группа Yes. Часть 6/6. Весна.