Во время русско-японской войны противник нанес сокрушительный удар по отечественному флоту, дислоцировавшемуся в Тихом океане. Впоследствии уцелевшие суда были проданы иностранцам белогвардейцами.
Новое советское государство располагало в этом регионе примерно десятью сторожевыми судами, причем не вооруженными в достаточной степени.
Японцы в тот период обладали мощным флотом, состоявшим как из надводных судов, так и из субмарин. В 30-е годы Япония использовала территорию советского Камчатского полуострова, цинично игнорируя все международные нормы. Тут размещалось большое количество японских баз и рыбоперерабатывающих предприятий.
Императорская Япония была убеждена в своей полной безнаказанности, ввиду отсутствия в этом регионе у Страны Советов мощного флота. Японцы активно проводили незаконный вылов рыбы в советских территориальных водах.
Ежегодные потери СССР из-за таких действий «соседа» достигали 7 млн. в золотых рублях.
Японские рыболовецкие суда выходили на «промысел» в Охотском море под надежной охраной. Защиту браконьеров обеспечивали пароходы с современным вооружением, миноносные суда, моторные шхуны, а также подводные лодки.
Важное отметить. Японцы неслучайно проявляли такую «активность» именно в Охотском море. Там сосредотачивалось около трети всего запаса рыбы на планете.
О состоянии дел было доложено лично Сталину. Советский лидер осознавал, для создания мощного Тихоокеанского флота требуется время. Его не было у Страны Советов.
Требовались незамедлительные меры. Тогда Сталин принял неординарное и дальновидное решение.
Авиационное подразделение Пармичева, состоявшее из летающих лодок «Savoia» итальянского производства, в условиях строжайшей секретности оказалось на Дальнем Востоке.
У этих самолетов был внушительный по тем временами потенциал. Дальность их действия составляла 1000 км. При этом летающие лодки могли достигать скорости 180 км/ч.
Мощные бомбы «Савойи» являлись реальной угрозой для любого военного судна японцев. Помимо этого самолеты обеспечивались спаренными пулеметами.
До места новой дислокации эскадрилье пришлось совершить уникальный перелет продолжительностью 2500 км., причем в условиях повышенной скрытности.
В июле 1934 года возник конфликт между советским пограничным катером, пытавшимся обеспечить конвоирование браконьеров и японским эсминцем.
Противник многократно превосходил по своей мощи пограничное советское судно. Японцы могли в течение нескольких секунд пустить катер на дно.
На помощь катеру спешили три сторожевые судна. Одновременно приближались 4 японских эсминца. Были явно неравные силы. Однако, экипажи эсминцев не ожидали появления в небе звена летающих лодок. Группа «Savoia» приготовилась к атаке.
Японцы предпочли покинуть советские территориальные воды. С того момента Камчатка окончательно стала советской территорией. У японцев больше не возникало желания приближаться к полуострову.
Возможно, вам известны другие эпизоды конфликтов на дальних рубежах СССР? Пишите об этом в комментариях.