Создать сайт – даже не половина дела. Потому что он бесполезен, если не входит в топ поисковой выдачи, если по целевым запросам клиент приходит не к вам, а к вашим конкурентам. Чтобы этого избежать, сайт продвигается в Яндексе и Гугле. В этой статье мы рассмотрим основные вехи процесса.
Начнем с азов – домен. Когда для сайта вы покупаете домен с историей (то есть которым уже пользовались), обязательно проверьте его посредством специализированного сервиса (например, через веб-архив). Нужно узнать, чему были посвящены сайты, которые раньше здесь жили.
Домен мог получить санкции от Гугла. Либо некоторые страницы сайта могут все еще находиться в индексе поисковой системы. Это может создать сложности в будущем, поэтому рекомендуется брать «чистые» домены.
При разработке веб-сайта в Интернете домен имеет большое значение для продвижения. Он должен быть простым и запоминающимся, оптимально связать его с брендом. Рекомендуется использовать домен в той зоне, откуда будет приходить основной трафик (например, зона .ru для русскоязычных сайтов). Да, это все еще работает именно так!
А вот с «заглушками» вопрос спорный. В 2009 году Гугл официально советовал разработчикам после покупки домена заливать на него какую-то базовую информацию, пока разрабатывается полноценный сайт. Прошло 12 лет и новых комментариев по этой теме нет. Целевых исследований тоже нет, так что этот момент при разработке коммерческого сайта остается «на совести» SEO-специалиста.
Хостинг и HTTPS сертификат
Выбор хостинга имеет концептуальное значение, потому что качество сервиса определяет доступность вашего ресурса в режиме 24/7 и скорость его работы. Само собой, нужен хостинг, который размещает сайты на SSD. Оптимально использовать выделенный IP, чтобы не было рисков.
Риски могут быть связаны с тем, что если поисковик наложит санкции на сайт, то под те же санкции может попасть «сосед», размещенный на том же IP.
Разработка веб-сайта в интернете и его продвижение должно учитывать все потенциальные опасности. Поэтому на хостинге необходимо настроить резервное копирование. Также рекомендуется почитать отзывы о скорости реакции и компетенции технической поддержке. Можно даже самому протестировать поддержку.
Как и в случае с доменом, рекомендуется использовать хостинг, расположенный в той зоне, откуда будет приходить целевой трафик. То есть если вы разрабатываете официальный сайт компании, которая предоставляет услуги по России, то и физически сервер должен находиться в России.
Что касается SSL-сертификата, то сегодня поисковики автоматически отмечают сайты без такого сертификата как «небезопасные». То есть, чтобы попасть на сайт, пользователю нужно сначала согласиться с условием, что потенциально ресурс может быть опасен. Это совершенно не значит, что сайт действительно несет какую-то угрозу! Но пользователь получает дополнительное препятствие, многих предупреждение о риске «развернет».
Наличие SSL-сертификата – один из факторов ранжирования в Гугле. Яндекс на данный момент не обращает внимания на наличие сертификата. Тем не менее, даже если вы продвигаетесь в Яндексе, лучше сразу заказать сертификат, чем потом делать переезд и склейку. Тем более, что хорошие хостинги предлагают эту услугу бесплатно.
С точки зрения безопасности стоит сразу поменять стандартный урл и пароль админки. Если администраторов несколько, оптимально каждому дать индивидуальный вход. Также можно настроить доступ к админке только с определенных IP.
Ключевые слова и структура
Базис поисковой SEO оптимизации – ключевые слова. Они же – поисковые запросы. Это фразы, которые пользователи вбивают в поисковой строке, когда ищут продукт, который вы им предлагаете. Семантическое ядро с ключевыми словами собирает SEO-оптимизатор. Он анализирует конкурентов, определяет подходящие запросы.
Есть масса сервисов, которые помогают оценивать конкурентов. Например, SerpStat или Ahrefs. Еще можно воспользоваться Google’s Keyword Planner, но для этого на аккаунте Google Ads должны быть средства.
Структура сайта делается на основании семантического ядра, она относится уже к внутренней SEO оптимизации. Чтобы не упустить приоритетные ключи, можно составить таблицу с тремя столбцами – урл страницы, запрос под нее, тайтл. Приоритетные страницы/запросы должны располагаться ближе всего к главной. Необходимо продумать ветвление страниц и их иерархию в соответствие с приоритетностью (частотностью) запросов.
URL и Meta
Урл прописывается латиницей, для ру-сегмента используется транслит, а не перевод. Есть понятие «СЕО-дружелюбный» урл. Это когда в нем указан не артикул продукта (divan02021FT), а, например, название модели (divan_sofa_serena). Шаблонные названия и сложночитаемые урлы негативно сказываются на внутренней SEO-оптимизации.
Надеемся, не нужно пояснять, что тег keywords давным-давно мертв. Из действительно важных мета-тегов у нас остались Title и Description. Оба подтягиваются в сниппет, тем и ценны. Оптимальны по длине следующие показатели: Title – до 80 знаков, Description – до 160 знаков. Но это довольно условно, порой Google «экспериментирует», выдавая более короткие или более длинные Дескрипшны.
Обратите внимание, что Гугл с недавнего времени якобы сам составляет Дескрипшны. На этот счет есть официальное заявление компании, но пока функция не работает полноценно и тег нужно заполнять. На этот счет даже есть интересное исследование.
А вот если теги у вас нерелевантные содержанию страницы, тогда поисковик точно заменит их теми, которые ему покажутся более подходящими. Само собой, для продвижения это нехорошо, сайт упадет в ранжировании.
Контент
Очевидно, что текстовое наполнение страниц должно быть релевантным, экспертным и с ключами. Для внутренней SEO-оптимизации нужно сразу исключить все пустые страницы. Не забывайте скрывать страницы с Lorem Ipsum из поиска, а то могут закешироваться.
Недавно Гугл прямо указал, что размер контента для десктопной и мобильной версии сайта должен быть одинаковым. Это значит, что теперь не стоит скрывать часть контента для мобильной версии, иначе можно потерять в ранжировании.
Для внутренней SEO-оптимизации крайне важно наличие заголовков и подзаголовков. H1 должен быть на каждой странице, желательно также наличие H2, остальные уровни по необходимости. Практика показала, что негоже дублировать в H1 и тайтл. Они могут содержать одинаковый ключ, но сами по себе должны различаться.
Что касается картинок, то их необходимо оптимизировать (есть масса сервисов, пример). Чем лучше оптимизирована графика, тем быстрее грузится сайт и тем выше ранжируется. Обязательно нужно прописывать тег Alt, включив него приоритетный ключ для страницы.
Ссылки
Создавая web-сайт, уделите особое внимание внутренней перелинковке, так как она напрямую влияет на ранжирование ресурса. Разделы, категории и отдельные страницы должны быть связаны друг с другом не только в рамках общей иерархии и «хлебными крошками». Схожие по тематике и содержанию страницы нужно группировать.
На этот счет есть один простенький лайфхак. На странице конкретного товара можно разместить блок «Похожие товары» или «С этим чаще всего покупают». Такие решения очень «заходят» Гуглу, да и для пользователя удобны.
На самом деле, внутренняя перелинковка нужна не только поисковикам. Если грамотно выстроить структуру, можно легко провести пользователя через вашу воронку на конверсионную страницу для целевого действия. Так что перелинковка – это не только внутренняя SEO-оптимизация, но и инструмент маркетинга.
Важный нюанс, который многие не учитывают! Гугл оценивает внутреннюю перелинковку сайта по его мобильной версии. Поэтому важно проследить, чтобы в ней не урезалось число линков.
Одно из главных правил – не должно быть так называемых «тупиков», с которых никуда больше нельзя перейти (не считая ссылки в меню). В крайнем случае можно добавить Call-To-Action.
А еще нужно проанализировать сайт на наличие битых линков (301, 520 и тд.) и пустых страниц. Сайт можно проверить Screaming Frog или аналогом, пока его нет в Google Serach Console. Обратите внимание, что анализатору можно задать параметр, чтобы он игнорировал robots. Для вашей CMS, скорее всего, есть специальные плагины для таких ситуаций.
Адаптивность, юзабилити, микроразметка
В разработке официального сайта компании важно учитывать его способность адекватно отображаться на всех устройствах. Это называется адаптивность и решается вопрос опытным верстальщиком. Чтобы проверить, как сайт отображается на разных пплатформах, можно использовать встроенную функцию браузера Chrome, Mobile-Friendly Test или аналогичный софт.
О скорости загрузки страниц мы уже упомянули. Но это не только картинки, еще сокращение скриптов, оптимизация работы на стороне хостинга. У Гугла есть свой сервис, который показывает, насколько быстро грузятся страницы и как это дело можно ускорить. Заветной «сотки» добиваться не обязательно, оно того не стоит. Обратите внимание, что оценка проводится не на тестовом, а на основном домене!
Продвижение сайта в Яндексе и Гугле должно учитывать юзабилити ресурса. Это насколько сайт прост и удобен для пользователя. Юзабилити можно оценивать разными методами. В агентствах по созданию web-сайтов этим может заниматься тестировщик. А вообще, всегда можно попросить человека, который не участвовал в разработке сайта, зайти на него и полистать. Если у пользователя где-то возникли сложности – нужно проанализировать этот эпизод, особенно если он не единичный.
По разметке тоже масса вариантов. Добавляться она может вручную через HTML, посредством сторонних инструментов или плагинов для вашей CMS. Собрать ее можно через schema.org. Задача разметки – сделать сниппет страницы оригинальным. На этот счет рекомендуется почитать советы Гугла.
Robots и Sitemap
Текстовый файл robots говорит поисковым ботам, какие страницы не учитывать при сканировании. Закрывать страницы имеет смысл, пока ведется разработка веб-сайта в интернете. Страницы открываются, когда ресурс проверен и запущен.
Многие заблуждаются, полагая, что robots – панацея от индексирования. На самом деле, файл задает правила сканирования, а не индексирования. Закрытые страницы все равно могут проиндексироваться. Сам Гугл подробно это все описал.
А вот в карте сайта стоит указать лишь те страницы, которые являются целевыми для индексирования и будут использоваться для сбора трафика. Карта сайта заливается в корень, на этот счет у Гугла тоже есть указания, рекомендованные к самому пристальному изучению. Для Яндекса эти шаги полезны в не меньшей степени.
Что еще учесть
Продвижение сайта в Яндекс и Гугл включает целый ряд шагов. Например, для повышения ранжирования нужны исходящие ссылки на трастовые порталы. Для молодого сайта особенно важно подключить Google My Business и сделать кнопки с социальными сетями. SMM-продвижение – отдельная большая тема.
Это основные шаги, нюансов еще больше. Например, в robots лучше не ставить NOINDEX для страниц, которые потом планируется индексировать, иначе могут возникнуть трудности с индексацией. Большой сайт не стоит загружать целиком. Оптимально делать это постепенно, по несколько страниц в день, чтобы обеспечить равномерное сканирование и правильную индексацию.
Обязательно заполните страницу 404! Даже если у вас все в порядке, пользователь может попасть на нее по какой-то внешней битой ссылке. Чтобы он не ушел, ему нужно кратко пояснить, что произошло, и куда-нибудь его переадресовать.
Это азы внешней и внутренней SEO-оптимизации. Статья призвана наглядно продемонстрировать, что оптимизировать ресурс без специальных знаний и опыта можно. Но без специальных знаний и опыта нельзя хорошо оптимизировать ресурс. Получить топовые позиции тоже не получится, не в 2021 году. Можно, конечно, потратить время, силы, нервы и деньги на тщетные попытки. Но куда проще, быстрее и выгоднее заказать оптимизацию у нас — звоните +7 (4862) 50-84-48 и мы поможем!