Найти тему
АвтоДвиж

7 отреставрированных советских комбайнов в одном месте: коллекция компании Ростсельмаш

Друзья, ВОТ ЗДЕСЬ я уже рассказывал о том, как недавно побывал в Ростове-на-Дону на тракторосборочном производстве компании Ростсельмаш. Но кроме современных производственных цехов и техники самых новых моделей мне показали и «музейный уголок» предприятия: площадку, на которой собраны образцы продукции советского периода. Итак, посмотрим, с чего начинал Ростсельмаш?

Своим рождением предприятие обязано Председателю ВСНХ СССР Феликсу Дзержинскому, принявшему решение о строительстве завода по производству сельхозоборудования на окраине Ростова-на-Дону. Завод получил название «Сельмашстрой». Стройку начали ударными темпами весной 1926 года, и уже в середине 1929-го первые пять из восемнадцати запланированных цехов приступили к работе. Из ворот предприятия в то время выходила очень простая, но крайне необходимая продукция: конные хода (то бишь телеги), прицепные грабли, косилки, позднее – сеялки и плуги. Вот некоторые из образцов продукции того времени, которые можно увидеть сегодня, посещая Ростсельмаш:

Параллельно на Сельмашстрое проектировали первый прицепной зерноуборочный комбайн. Предварительно советская делегация ездила в Штаты для знакомства с современными образцами зарубежной сельхозтехники, но ни о каком прямом копировании речи не шло – говорят, американцы у наших инженеров даже записные книжки изымали. Так что разрабатывали сами. Первый собственный опытный комбайн, который получил имя «Колхоз», вывели на испытания 30 июня 1930 года. Разумеется, до наших дней он не сохранился, однако его неоднократно фотографировали, так что имеет смысл показать его в рамках этой статьи:

Откорректировав конструкцию по результатам испытаний первого опытного образца, в 1931 году изготовили две модернизированные опытные машины под новой маркой «Сталинец-1». Они получились очень удачными, поскольку, в отличие от иностранных аналогов, справлялись с уборкой не только зерна, но и других культур, таких как кукуруза или подсолнечник. По тем временам такая универсальность была не правилом, а скорее исключением. Для производства комбайнов рядом с Сельмашстроем начали строить комбайновый завод. А достроив, два завода объединили в один: так и родился Ростсельмаш. В общем, уже в 1932 году прицепные комбайны «Сталинец-1» с боковой жаткой и автономным двигателем пошли в серийное производство. До 1941-го их успеют выпустить в количестве более 50 тысяч штук! Впрочем, продолжат эту модель делать и после войны. Именно такой экземпляр – послевоенный, 1947 года выпуска – можно увидеть сегодня вживую, посетив Ростсельмаш. Выглядит он вот так:

В 1941-м Ростсельмаш эвакуировали Ташкент, столицу Узбекской ССР, где благодаря этому зародилась собственная машиностроительная отрасль (о которой можно отдельно почитать ЗДЕСЬ, если кому интересно). Покидая Ростов в феврале 1943-го, немцы местные промышленные предприятия взорвут. Однако уже на десятый день после освобождения города на территории Ростсельмаша начнут обслуживать и ремонтировать военную технику, запустив в работу первые 33 станка. А позднее здесь возобновят и изготовление мирной продукции. Довоенных темпов производства вновь удастся достигнуть к ноябрю 1948-го. Для справки: всего в этом году в Ростове построят 7190 комбайнов. А в 1949-м довоенные показатели уже будут превышены. Довоенную первую модель «Сталинца», наконец, модернизируют: усовершенствованный прицепной комбайн будет выпускаться под маркой «Сталинец-6» до 1954 года и разойдется по стране тиражом 161 тысяча штук!

За «Сталинцем» шестой модели последовала одноименная машина восьмой модели: снова прицепная, но более прогрессивная, с повышенной производительностью. Визуально отличалась от предшественника компоновкой, формой и размером бункера. Вместо «капитанского штурвала» для управления жаткой появился обычный руль автомобильного типа. Но мотор остался принципиально тем же – карбюраторный У-5. Интересно, что в 1956 году «Сталинец-8» на волне борьбы с культом личности переименовали в РСМ-8. Делали «восьмерку» до 1958 года, и это был последний ростовский комбайн прицепного типа.

Конец 1950-х годов – новая эра в истории отечественных комбайнов: Ростсельмаш приступил к производству первых самоходных машин, которые получили обозначение СК-3. По тем временам «тройка» – очень современный комбайн, не уступающий зарубежным образцам. Его разработали в Головном Союзном конструкторском бюро по зерноуборочным комбайнам и самоходным машинам, организованном по соседству, в городе Таганрог, при Таганрогском комбайновом заводе.

На смену «тройке» в 1962 году пришла модернизированная модель СК-4 с увеличенной на 25% производительностью. И эта машина вошла в историю как самый награждаемый комбайн в мире: «четверка» экспонировалась на множестве выставок по всему миру и успела получить массу наград, включая золотые медали. Кроме того, именно СК-4 выпала честь стать миллионным комбайном, собранным на Ростсельмаше: это событие пришлось на август 1969 года. Производство СК-4 и СК-4А велось в Ростове и Таганроге до 1974 года, а количество изготовленных машин превысило 855 тысяч штук.

Новая ступень эволюции советских комбайнов – СК-5: модель, получившая собственное имя «Нива», которое станет известным по всему миру. «Ниву» начнут производить в 1973 году огромными тиражами: в три смены, по шесть дней в неделю. Претерпев несколько этапов модернизаций, сравнительно недорогая и востребованная «Нива» продержится на конвейере 45 лет! (Кстати, тут впору провести аналогии с «Нивой» из Тольятти, которая на сегодняшний день выпускается уже 44 года). Ну и нельзя не отметить, что «Нива» стала самым массовым комбайном в мире: 1 миллион 200 тысяч выпущенных экземпляров! Большего количества комбайнов, относящихся к одному семейству, не построил никто.

Комбайны семейства «Дон» ростовчане разрабатывали собственными силами с 1970-х годов и серийно начали выпускать в 1986-м. Для их производства на территории Ростсельмаша построили фактически новый завод. Машины серии «Дон» в свое время смогли пройти сертификацию в Северной Америке, и в США и Канаду до распада СССР успели отгрузить несколько сотен таких комбайнов. Планировалось, что Ростсельмаш в семействе «Дон» освоит множество модификаций комбайнов, включая крутосклонный и гусеничный. Но в планы вмешались 1990-е годы…

Заменой «Ниве» комбайн «Дон» так и не стал: долгое время их производили параллельно, и в результате более молодой «Дон» сошел с дистанции даже раньше – в 2006 году, будучи замененным на новые комбайны ACROS и VECTOR. Впрочем, с современной линейкой комбайнов, которые производит сейчас Ростсельмаш, я вас познакомлю в отдельном материале, который будет опубликован через несколько дней.

На переднем плане – «Нива» СК-5, на заднем – «Дон-1500»
На переднем плане – «Нива» СК-5, на заднем – «Дон-1500»