Даже в теплую погоду – не летом, но весной – сотрудники супермаркетов часто надевают форму поверх свитеров и водолазок. Зимой же порой под жилетками и вовсе скрывается "сто одежек", словно у уличных торговцев. Причина — в непростых условиях труда в магазинах. Нередко из-за отсутствия тамбура продавцы сидят за кассой на сквозняке.
Но все это кажется незначительным на фоне остальных проблем огромной сферы под названием «ритейл».
Модная столичная тусовочка любит иногда снизойти до простого народа. Гламурных журналистов шокирует то домашнее насилие, то беспредел коллекторов, то проблемы городской среды.
Но о трудностях работника прилавка никто не пишет, хотя каждый с ними сталкивался в повседневной жизни.
В ритейле занято 7,5 % взрослого трудоспособного населения. При этом текучка кадров в этой сфере — одна из самых высоких.
В “Ведомостях” причинами текучки HR-специалисты назвали открытие новых магазинов: мол, увидят зарплату повыше и уходят. Им и соцпакет, и путевки, и график, а они бегут. Хоть приписывай их к предприятиям, как горнозаводских крестьян.
Но истинная причина текучки — в другом. Работа в ритейле тяжела. В отличие от стройки, она берет изнурительностью. Выматывают смены, которые длятся зачастую не по 12, а по 14-16 часов. Выматывают постоянные авралы и скачущий график. Выматывает невозможность просто сосредоточиться на каком-то одном процессе. Выматывают бесконечные и доходящие до абсурда правила.
Ещё одна причина изматывания — экономия на работниках. Из-за малой комплектации сотрудники часто остаются после конца смены или выходят за другого.
А отсутствие разделения труда ведет к тому, что одни и те же люди сидят на кассе, выкладывают товары, разгружают поставку.
Нередко работники просто физически не успевают все сделать. Порой и директора садятся за кассы или таскают коробки.
По этой же причине в ритейле "не принято болеть". Получить оплачиваемый больничный, не говоря уже о декрете или уходе на сессию, очень сложно.
Из-за скупости страдают клиенты. Они ковыряются в горах заплесневелых фруктов и проверяют продукты на наличие просрочки, они стоят в очередях из двадцати человек. Каждый, наверное, хотя бы раз в месяц сталкивался с увеличенной суммой чека из-за неправильного ценника.
Экономят магазины и на охране. В Дикси, например, товар защищают сами продавцы. Но вор вору рознь, и кроме ворующих шоколадки школьников есть риск напороться на профессиональных шоплифтеров. Среди них попадаются матерые рецидивисты, крадущие дорогой алкоголь для перепродажи. Стычки с ними могут закончиться не в пользу продавцов.
Я строил свои наблюдения, общаясь с работниками Дикси и Перекрестка. Но схожие проблемы есть в Магните, и Пятерочке — мы уже писали о репортажах ютуб-канала «Все работы хороши». Там хорошо показано: магазины стараются выжать из работников по полной, те практически не успевают ничего сделать, в итоге — скандалы на кассе.
В заключение хочется сказать насчет ценников. В магазинах постоянно меняются цены. Но поставить нужную бумажку из-за отсутствия рабочих рук просто не успевают. Ни рядовой продавец, ни работник магазина не хотят положить несчастные двадцать рублей себе в карман. Просто, стоит переключиться на ценники, как вырастают хвосты у касс.
Вот так и тянется цепочка: неуважение и экономия на сотрудниках — неуважение и экономия на клиентах. Решить вопрос могут либо профсоюзы, либо давление общества на обнаглевших ритейлеров.
Виктор Пепел
(материал канала "Русский футурист")