Найти в Дзене

Михаил Веллер поставил классиков на место

В книгу Михаила Веллера «Огонь и агония» вошли очерки, посвященные самым важным и значимым периодам русской литературы. Михаил Веллер привык поражать всех удивительными и смелыми выступлениями, обрушивать на своих слушателей и читателей каскады парадоксальных суждений. Так и в этой книге любой читатель обнаружит и откроет для себя очень много удивительного. Причем, начиная буквально с первых страниц книги. Открывающая сборник статья «Русская классика, как яд национальной депрессии», просто ошарашивает. Ведь в ней, подумать только, Веллер замахивается на святое - русскую классическую литературу!!! Но самое удивительное, что вполне аргументированно доказывает, что неизменный ассортимент русской классики в школьной программе — то есть, обязательной для изучения даже потенциально не читающими соотечественниками, суть яд замедленного действия, внедряющий в неокрепшие умы стереотипы мышления и поведения пораженцев и лишних людей. Произведения школьной программы, бесспорные шеде

В книгу Михаила Веллера «Огонь и агония» вошли очерки, посвященные самым важным и значимым периодам русской литературы.

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Михаил Веллер привык поражать всех удивительными и смелыми выступлениями, обрушивать на своих слушателей и читателей каскады парадоксальных суждений. Так и в этой книге любой читатель обнаружит и откроет для себя очень много удивительного. Причем, начиная буквально с первых страниц книги.

Открывающая сборник статья «Русская классика, как яд национальной депрессии», просто ошарашивает. Ведь в ней, подумать только, Веллер замахивается на святое - русскую классическую литературу!!! Но самое удивительное, что вполне аргументированно доказывает, что неизменный ассортимент русской классики в школьной программе — то есть, обязательной для изучения даже потенциально не читающими соотечественниками, суть яд замедленного действия, внедряющий в неокрепшие умы стереотипы мышления и поведения пораженцев и лишних людей.

Михаил Веллер на презентации книги в одном из книжных магазинов Москвы фото из Яндекса
Михаил Веллер на презентации книги в одном из книжных магазинов Москвы фото из Яндекса

Произведения школьной программы, бесспорные шедевры, с этим Веллер, конечно, не спорит, словно нарочно они подобраны так, что героями выступают «лишние» люди. Русская классическая литература в этом смысле, по убеждению автора книги, оказывает вредоносное и разрушительное влияние на мировоззрение и характер юного читателя, поскольку проникнута пессимизмом, депрессией. А литературные герои, находящиеся в центре ее внимания, страдают всеми формами комплекса неполноценности, не хотят и не умеют бороться и добиваться цели, да и цели их ничтожны, если вообще бывают.

Но именно школьникам, как считает Веллер, нужны книги с позитивной установкой и зарядом оптимизма. Жизнь их еще будет лупить по голове до самой могилы, поэтому прежде всего необходимо умение ставить перед собой цель и идти к ее достижению. А для этого необходимо выстоять, верить в собственные силы, позитивно относиться и к себе, и к миру вокруг. А у нас же на уроках литературы старательно отбираются неудачники и просто внедряются в коллективное бессознательное! Методом вбивания со школы! И Веллера очень печалит, что русскому человеку еще со школьных лет на уроках литературы внушается: от тебя никогда ничего не зависит, все решает власть и начальство, так что сиди тихо и не рыпайся.

МИхаил Веллер фото из Яндексча
МИхаил Веллер фото из Яндексча

Эссе «Золотые шестидесятые» — краткий обзор шестидесятнической оттепельной литературы, от рассвета до заката. «О сущности поэзии» — короткое и по существу введение в тему, после обзор наиболее значительных фигур русской поэзии XX века, от Гумилева до Бродского, в который вплетает рассказ о противостоянии прозаиков и почвенников и еще кучу безумно интересных вещей А рассказывает он так, что оторваться невозможно.

Фантастической литературе посвящена глава «Братья Стругацкие на фоне конца света». Здесь приводится краткий обзор истории мировой фантастики с наиболее подробной остановкой на творчестве именно братьев Стругацких. Как убедительно показывает Веллер, фантастика полнее и мощнее реализма — тем, что в ней может быть все, что есть в реализме — плюс то, чего в реализме нет.
Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Как вы, уверен, поняли, содержание этой книги очень обширно. И чего здесь только нет. И обзор произведений о Великой Отечественной Войне в вплоть до наших дней и с разными точками зрения: поэзия, проза, мемуаристок. И даже глава о Владимире Высоцком, в которой Веллер прослеживает связь биографии и творческого пути Высоцкого с уникальностью его поэзии.

Конечно, многие высказывания Веллера кажутся спорными. И, наверняка, кто-то будет постоянно ловить себя на мысли, что не согласен с позициями автора. А что вы хотите? Веллер высказывает лично свое мнение. Но как обычно с подробным анализом и приведением глубоких аргументов. И как всегда эмоционально, как только может это делать неравнодушный человек. Все это вызывает неподдельный интерес, а так же желание прочитать или даже перечитать, известные со школьной скамьи книги, которые разбирает Веллер. Но уже с новыми мыслями, которыми так богата эта книга Михаила Веллера.