Найти тему
ТыжИсторик

Реальный средневековый детектив. Или как становятся святыми

Детективной историей сейчас никого не удивишь. Этот жанр слишком глубоко укоренился не только в литературе, но и в жизни. В принципе эти преступления можно разделить на две части: зло было наказано и не наказано. Но итог один – история становится достоянием историков и любителей покопаться. Но есть третья версия, когда преступление неожиданно получает продолжение.

Древнегреческая богиня Фемида, вторая жена Зевса. Была ответственна за уголовные и административные дела в суде. но увы, весы её не были апробированы в Ростехнадзоре, а её меч вообще карает кого ни попадя. Источник: Яндекс.Картинки
Древнегреческая богиня Фемида, вторая жена Зевса. Была ответственна за уголовные и административные дела в суде. но увы, весы её не были апробированы в Ростехнадзоре, а её меч вообще карает кого ни попадя. Источник: Яндекс.Картинки

И о нём даже напишут в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. А уж сколько копий любители споров сломают… Дело даже обсуждалось среди высшего духовенства страны.

А теперь об убийстве, которое всколыхнуло общественность, но лет эдак через тридцать после совершения.

Как и положено любой солидной детективной истории всё началось загодя.

В 1600 году далеко от Москвы на Севере, в низовьях Оби, в Тазовской губе был основан городок Мангазея. Вернее, там уже хозяйничали торговые люди и охотники из Новгорода, но в Кремлёвских палатах решили, там надо поставить своих людей, укреплять державность. Впрочем, как обычно, всё дело было в деньгах – слухи о богатствах Мангазеи ходили по Руси и Европе уже давно. Но если честно, то слухи были не преувеличены, немного позже каждый третий рублик в государеву казну поступал отсюда. Но это другая история, если есть любопытствующую, то за толику малую лайков и комментариев напишу.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Кладезь информации. Источник: Яндекс.Картинки
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Кладезь информации. Источник: Яндекс.Картинки

Когда первый отряд командировочных казаrjd, отправленный из Москвы? добрался до Мангазеи, то их было уже гораздо меньше и вообще, они были не уверены, что доберутся до места назначения, поэтому отправили грамоту в Москву о своих мытарствах. Но они всё же добрались, а это был подвиг, без всяких шуток! Но в московских приказах об этом не знали, получив депешу, что «всё пропало, шеф». И с учётом ошибок начали снаряжать новый отряд. И вот с этого момента наша криминальная история началась.

Как говорится: быстро убийство делается, да не скоро подготовка делается.

Экспедиция в край далёкий формировалась в Ярославе. Там готовились кочи, собирались товары, люди. Купцы готовились основательно, слухи о скором приумножении капитала будоражили слух и воображение. И где-то в это время некий мужчина Фёдор решил отдать своего сына в помощники купцу, отплывающему в Мангазею.

Отметим, Фёдор был человеком благочестивым, а потому, как это часто бывает – небогатым и своего сына воспитал таким же и это сыграло роковую роль. Сына он назвал Василием. Мальчик помогал отцу в торговой лавке, так что торговый опыт имел. Добрый папаша решил устроить будущее своего сына и отдал его в услужение богатому ярославскому купцу «имя которого исчезло вместе с его жизнью». Но этот человек сыграл зловещую роль в жизни Василия. А ещё там были замешаны воеводы В. Мосальский и С. Пушкин.

Икона Василий Мангазейский. Храм Петра и Павла в Салехарде. Фото: Всеволод Липатов
Икона Василий Мангазейский. Храм Петра и Павла в Салехарде. Фото: Всеволод Липатов

Осенью 1601 года кочи благополучно прибыли в Мангазею. Купец доверил Василию лавку, он выгодно отличался от других приказчиков своей расторопностью и честностью, это весьма ценилось в приказчике или, как тогда говорили, сидельце.

Дальнейшая история жизни юноши начинает балансировать на грани фактов и предположений. Василий участвовал в строительстве городка, налаживал торговые связи с инородцами и русскими промысловиками, торговал в лавке, ведь именно это и вменялось ему в обязанности. Здесь, несмотря на обширность торговых операций, ещё не было построено «хороших и крепких рядов и общих караульных при лавках», поэтому Василию, как многим другим приказчикам приходилось жить на своём рабочем месте.

Наступило 23 марта 1602 года. Попрошу запомнить эту дату. Как гласит официальная версия, написанная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

«Василий святой Мангазейский — пострадал в г. Мангазее, иначе Туруханске, в 1600 г. 23 марта, в первый день Пасхи… Благочестивый юноша чуждался развратного хозяина; тот возненавидел его и угрожал мщением, к которому вскоре представился удобный случай. На праздник Пасхи, во время заутрени, когда Василий находился в церкви, была обкрадена лавка. Хозяин обвинил Василия и представил его к воеводе Пушкину. После жестоких истязаний Василий умер и тело его, положенное в гроб, бросили в болото, близ съезжей избы, где совершалось истязание. В 1652 г. гроб с нетленным телом всплыл на поверхность; его поставили на сухое место и построили часовню, а несколько позже он был перенесен в Троицкий монастырь близ Туруханска».
Икона Василия Мангазейского. Источник: яндекс.Картинки
Икона Василия Мангазейского. Источник: яндекс.Картинки

Во всех современных детективах на это несовпадение дат обратили бы внимание в конце книги, или серий эдак через 30-50 – 1600 или 1602 год, когда сыщик, задумчиво поковыряв в носу трубке изрёк бы, во, два года разницы, в этом что-то кроется. Ага, великая тайна, но в этом ничего не кроется. А простая ошибка летописцев.

Жизнь в те времена на Севере была тяжёлой. Добраться в Мангазею долго, дорого и небезопасно. Женщин было мало, поэтому можно довериться статье из энциклопедии «благочестивый юноша чуждался развратного хозяина». Хотя я бы не так не утверждал. Не надо сравнивать Содом и Гоморру современную, с теми жизненными установками. Кстати, это единственный источник, где указана такая пикантная подробность, послужившая поводом для убийства. В основном указываются причины религиозного характера. Например, утверждают, что Василий был спокойным и набожным, не пропускавшим церковных служб, и это сильно раздражало хозяина лавки.

Далее события развивались следующим образом. Во время празднования Пасхи Василий находился в церкви на заутренней службе. В это время кто-то обчистил лавку, весть молниеносно разлетелась по всему городку. Вот как это описывалось в одной летописи:

«Василий, не зная ничего о происшедшем, стоял спокойно у Богослужения. Но вот его требуют к хозяину; впрочем, он дождался конца Богослужения, как бы предчувствуя, что оно последнее в его земной жизни. Между тем купец, видя, что приказчик не явился к нему, заключил, что он в соучастии с ворами, обокравшими его. Что его неустанное Богослужение не больше, как маска для прикрытия мошенничества.
Он подверг ругательствам, побоям и предал воеводе. Воевода Пушкин, обольщённый подарками богатого купца, в угоду ему, приказал Василия пытать».

Народная молва дорисовала совсем уж мрачную картину:

«Долго мучили его, терзали тело и члены его; но он как совершенно невиновный не признался и хранил молчание. При этом руки у него были заломлены назад и связаны, и голова пригнута к спине. Купец, выведенный из терпения молчанием приказчика, и считая терпение Василия ожесточением и притворством, в неистовстве ударил его по голове связкой ключей. Страдалец испустил дух».

Ещё летописцы добавляют, для предотвращения ненужных слухов воевода и купец приказали оттащить тело за город и бросить в болото и, «считая его за злодея и неприкаянного грешника, велели зарыть без христианского погребения». Другие авторы пишут, что тело всё же положили в гроб, а потом кинули в болото, недалеко от съезжей избы, где и совершалось истязание, а «чтобы еще более углубить гроб, через него перекинули доску, по которой люди ходили в съезжую избу». Есть даже дополнения, так сказать для нагнетания страстей и большей правдоподобности, что труп Василия, ставшего позже Мангазейским, был «без всяких обрядов был выброшен в поле на съедение псам».

Вот так, в девятнадцать лет Василий шагнул в бессмертие, став сибирской легендой и почитаемым страстотерпцем и память о нем долгое время сохранялась по всей Северной Сибири. А в народе его стали именовать — Василий Мангазейский.

Кстати, исследователи и путешественники, бывавшие в этом заброшенном, но не забытом городке на берегу реки Таз, даже в XVIII в. видели сохранившуюся часовню. По их словам, за ней кто-то ухаживал, а внутри можно было найти серебряные монеты и шкуры, то есть кто-то поклонялся здесь. Как выяснилось, инородцы тоже стали поклоняться этому удивительному человеку. Только, конечно, на свой лад.

Рака с мощами Василия Мангазейского. Источник: Яндекс.Картинки
Рака с мощами Василия Мангазейского. Источник: Яндекс.Картинки

Сейчас мощи святого мученика Василия Мангазейского пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыря в главном его храме и как прежде по молитвам и вере происходят исцеления и чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души. Память совершается: 23 марта, 10 мая, 6 июля, 23 мая, 10 июня.

Не забудьте подписаться на канал "ТыжИсторик", оставить комментарии и поставить лайк!

Можете заглянуть на мой канал «Калейдоскоп событий».

Подписаться Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикации