Найти тему
Вышка Родителям

Полгода на дистанционном обучении

Оглавление

Относительно многих учебных годов, прошлый выдался самым необычным и богатым на нововведения испытанием, которое встало перед практически каждым школьником и студентом. Практика обучения в формате онлайн для кого-то оказалась лучшим вариантом обучения. Кому-то эти полгода на дистанционном обучении показались настоящим ужасом – не только из-за проблем с техникой, но и из-за отсутствия самоконтроля и привычного, «традиционного» способа получения знаний. Однозначно хорошо или однозначно плохо судить об этом событии сложно. На самом деле многие аспекты комфортного опыта на дистанционном образовании лежали на способности того или иного учебного заведения качественно и быстро организовать учебный процесс. Главной задачей было сократить разрыв ощущений между тем, как он учился раньше и тем, как учится теперь.

Помимо непривычности нового способа обучения в рамках университета для студентов, которые обучаются уже год или больше, особенно сильно ударили эти нововведения по первокурсникам. Попав и без того новую и, в каком-то смысле, пугающе-неизведанную среду, они еще и оказались в экстремальных условиях перехода на дистант. К тому же не стоит забывать, что первый год – это пора, когда студент только адаптируется к новой атмосфере, знакомится с коллективом и «природой» своего университета. Именно в этот период первокурсники находят свое место в группе и устанавливают крепкие отношения с однокурсниками. Однако нынешние первокурсники лишились этого драгоценного опыта, ввиду карантинных мер.

Можно ли найти какие-то плюсы в таком своеобразном опыте? Так ли ужасен онлайн, или же в нем присутствуют какие-то положительные стороны, которые в будущем помогут организовать учебный процесс?

1. Более развязанный учебный график

Многим кажется, что здесь кроется большая проблема. Свободный учебный график несет в себе небольшую подлость: студент может стать более ленивым, у него банально будет меньше мотивированности вследствие отсутствия прямого давления. Этого нельзя отрицать, однако здесь важен иной момент. С появлением лишнего времени многие начали уделять время своим хобби и саморазвитием вне учебных дверей, что вряд ли было возможно при очном обучении. Это касается как глобальных моментов, например, прохождение альтернативных курсов, связанных с интересными областями науки или искусства, так и каких-то «мелких». Кто-то наладил режим сна и питания, кто-то освоился с тайм-менеджментом и куда ответственнее планирует день. Без появления гибкого учебного графика это не было бы возможно. Неочевидный аспект, который положительно повлиял на общее состояние студента.

2. Повышенная мобильность

Во время учебы иногда могла возникнуть проблема с тем, что нужно было куда-то уехать. Это особенно касается зарубежных студентов, которые хотят учиться в вузе нашей страны. Для них такое онлайн обучение является прекрасной возможностью пройти курс, присутствуя при этом на самих парах. Также дистанционное обучение может решить и другую их проблему – это возвращение на родину из-за коронавируса. С помощью онлайн обучения зарубежный студент не рискует пропустить что-то из программы и оставаться внутри университета даже из своего края. Мобильность удобна и для тех, у кого постоянное место жительства находится не в том же регионе, где находится университет. Они возвращаются домой и могут проходить свою учебную программу в удобном и комфортном для них окружении.

-2

3. Отсутствие траты времени на дорогу

Не все живут близко к университету, из-за чего какая-то часть времени, которую можно посвятить чему-то более полезному, тратится на дорогу. Бывают и такие ситуации, когда в общественном транспорте времени проводишь больше, чем в самом вузе. Онлайн обучение не требует долгих поездок и стояния в пробках, все, что нужно – либо дойти до компьютера в комнате, либо дотянуться до телефона. Это не равно часу или больше в метро или на машине, так что отсутствие траты времени на дорогу является существенным плюсом.

4. Тренировка самостоятельности

Выше мы уже упоминали о развитии самостоятельности и ответственности студента. Действительно, во время дистанционного образования многим пришлось научиться планировать свое время и рутину, чтобы не потеряться в новых правилах. Именно в период такого в некотором роде навязанного ощущения свободы возникает нужда как-то управлять своим временем, чтобы успевать и учиться в онлайне, и заниматься своими делами. Дистант этим ощущением свободного времени хорошо мотивирует взять себя в руки и составить режим дня.

Несмотря на плюсы, у дистанционки было и множество минусов – в основном они могли быть связаны с отсутствием грамотной организации учебного процесса; в такой суматохе университеты банально не успевали подстраиваться под бурное развитие пандемии. Сюда же можно вставить и консервативность некоторых вузов, которые до последнего не переходили на онлайн обучение. И, если, в конце концов, институты подстраивались под окружающую обстановку, то не все студенты могли так же резко перестроиться под новый лад. Личная неорганизованность, неспособность быстро прийти к пониманию того, как именно следует действовать и учиться в период онлайна. Прибавить сюда взгляд на дистанционное обучение как на каникулы – мотивация падает еще ниже.

Не менее существенным минусом становится оценивание. Мы не говорим про точные науки, так как они могут проверяться элементарным тестированием, но вот более творческие предметы – вот тут начинается проблема. Не говоря уже о профессиях, где необходима практика. Это особенно остро коснулось медицинских вузов. Недопонимание между преподавателями и студентами, проблема с ответами во время пар и очереди, все это создает не самую приятную атмосферу обучения.

-3

Вот с таким неоднозначным событием столкнулись многие студенты. Для кого-то это было полноценным испытанием, пройдя которое студент усвоил для себя что-то полезное. А для кого-то это было настоящим кошмаром – для тех, чья мотивация учиться упала ниже плинтуса. Но нельзя отрицать, что период дистанционного образования стал возможностью. Возможностью проверить свои силы и самоконтроль, возможностью для университета проверить новые инструменты преподавания для последующего их внедрения в уже более сбалансированную учебную среду.