Найти тему

«Звёздная месть» Юрия Петухова – можно ли это читать?

Вот такая обложка - из того, что есть в приличном качестве...
Вот такая обложка - из того, что есть в приличном качестве...

Скажу сразу, я вовсе не собираюсь как-то «обелять» эту серию книг, или писать о том, что «это столь великий труд, что каждый просто обязан прочитать его!». Нет. Безусловно, пенталогию «Звёздная месть» я не назвал бы «произведением на все времена». Плохо она написана, чего уж говорить… Однако, если разбирать романы, что составляют эту пенталогию, по отдельности, то можно найти немало того, что, как минимум, заслуживает внимания…

Для начала, я хотел бы сказать, что сам по себе язык, которым писал Петухов – далеко не самый приятный. Нет, опять же, я не скажу, что он писал совершенно нечитаемо – по крайней мере, если сравнить с одним из переводов Хайнлайна, когда решили, что раз герои «Луны» – бывшие ссыльные, то и переводить надо, как будто они на «блатной фене» разговаривают – Петухов даже получше будет. По крайней мере, не приходилось за каждым словом лазить в словарь. Опять же, если говорить об идеях, что буквально «утрамбовал» в свои произведения Петухов – их было немало. Другое дело, что всё это было бы неплохо обработать и «отшлифовать» – может, что-то убрать, что-то изменить… Но, как говорится, «я художник, я так вижу». И «Звёздная месть» пошла в печать (журнал самого Петухова «Приключения и фантастика») в таком виде, как и была…

Пришелец залез в капсулу Ивана...
Пришелец залез в капсулу Ивана...

Вообще, если подходить беспристрастно, то первый роман, «Ангел возмездия», был даже неплох. Такой фантастический боевичок про то, как «крутой герой лихо мочит толпы пришельцев». Конечно, ничего нового – если брать мировую фантастику – там не было, но для фантастики российской оно смотрелось необычно. И ругать, по большому счёту, этот роман, наверное, не за что. Можно даже отметить, например, что, когда Петухов описывал «малиновый барьер» на входе в Осевое измерение, он, скорее всего, имел в виду «красное смещение», которое имеет месте быть при достижении скорости, близкой к скорости света.

Конечно, то, что Петухов правильно использовал понравившееся ему явление, не говорит о том, что роман будет хорошим. В конце концов, на одних технических описаниях хорошего сюжета не написать. А вот с описаниями тех или иных явлений, увы, у автора порой бывает большая проблема. Вот например, взять то же Осевое измерение – или, как автор называет его, «столбовую дорожку пространства». Человека там, по идее, постоянно терзают кошмары, от которых просто никуда не деться. Кошмары бывают столь опасны, что могут человека даже убить. Иван точно это знает – у него там жена сгинула. Причём, непонятно, как именно это работает – или там пропадают целые корабли, или только люди с них? Непонятно, в общем. С другой стороны – Человечество давно расселилось по Галактике, корабли летают регулярно – и я не сказал бы, что все, кто летает на них – сплошные супермены. Если учесть рассказ одной из тех женщин, там, на Хархане, то её ведь похитили именно во время перелёта – и она совершенно точно не была «сверхчеловеком». Более того, её просто из анабиозной капсулы вытащили. Так для чего снова и снова переживать эти кошмары, если можно залечь в анабиоз на время прохода по Осевому? Или пассажирам можно – а пилоту нельзя, так как автоматика там просто не работает?

Иван собирается на войну с монстрами...
Иван собирается на войну с монстрами...

Что же касается самих «злоключений Ивана» в Системе, то придираться там особо и не к чему – всё по канонам боевика. Да, можно сказать, что он то и дело оказывается в том самом подвале, куда его «заточили» противники – но… только вчера, в первой серии сериала «Локи» показывали подобную идею с «ошейником». При нажатии на кнопку, человек снова и снова оказывался на том же месте. Так что – если это смотрится хорошо у «Марвела» – то почему должно плохо смотреться у Петухова? Что же касается того, что Иван постоянно куда-то лез и оказывался в разных местах – то само произведение даёт ответ на этот вопрос – многомерные миры. Опять же, для фантастики это нормально, как мне кажется…

Но, давайте лучше поговорим о том, что в романах на самом деле раздражает. Нет, это не довольно посредственный язык повествования – бывало и хуже. Насчёт языка – Петухов вовсе не там плох, как принято считать. Основной проблемой повествования является то, что «мы русские, мы православные, с нами Бог, а все остальные плохие!». Причём не просто так, а ещё и с такими нотками «Кто не с нами – тот против нас». Когда автор показывает Европу – сплошной разврат, похоть, коррупция, преступления, банды и прочее. В России же – благодать, берёзки, Золотые Купола (именно так, с большой буквы) и Вера! Могучая христианская, православная Вера! И вот в этом, как мне кажется, и есть самый главный недостаток всей серии…

Когда в первой книге, Иван разговаривает с Патриархом – в этом нет ничего плохого. Их диалог даже интересен. Но вот, когда начинается всё вот это, что все противники – это Зло, «нехристи» и прочее, а Иван их крошит исключительно во имя Добра и Православия – читать становится как-то… сложно. Да ещё и каждая глава, например, того же «Погружения во мрак» начинается с очередной порции того, что «это хорошо и правильно – быть православным, а не быть православным – плохо и неправильно!». Ну, в самом деле – ближе к финалу истории начинается то самое вторжение, о котором Иван узнаёт в конце первого романа, и о котором получает максимум информации в прочих произведениях. И оказывается, что у врагов есть «агенты влияния» во всех странах Земли, во всех колониях, и везде. И не последнюю роль среди этих «агентов влияния» играют разного рода сатанисты и прочие… нехорошие люди. И с одной стороны, всё бы ничего, но… получается как-то неубедительно.

Ну и самая, наверное, большая глупость в этой серии книг – в предпоследней книге, осознав то, что не получается серьёзно противостоять вылезающим отовсюду чудищам, монстрам и всем остальным, Иван приходит в Храм (!) и стреляется. В сердце. Мол, всё, я больше так не могу. Конец? Ан нет! Ивана не просто воскрешают (!), Ивану не просто прощают все грехи (если кто-то не в курсе, то самоубийство – это очень страшный грех, самоубийц даже на кладбищах не хоронят!), а ещё и допускают до «аудиенции» с Архистратигом Михаилом! Тот даёт Ивану Меч Вседержителя, и, вооружившись таким образом, Иван отправляется на последнюю битву. Сквозь Пространство и Время, против Вселенского Зла!

И вот честно, если поработать над языком – там уровень пафоса просто зашкаливает! – убрать все эти призывы быть верующим и православным – или хотя бы урезать их! – немного «урезать осётра» в плане крутости Ивана – могло бы получиться довольно неплохо. Просто при чтении видно, что идей у автора было немало. Можно даже предположить, что идеи были неплохими. Но вот, что касается реализации, то получилось, увы, так себе…