Найти в Дзене
Булочки с маком

Что вдохновило Маргарет Этвуд на написание романа «Рассказ служанки»

Оглавление

«Рассказ служанки» — это антиутопический роман канадской писательницы Маргарет Этвуд, который был опубликован в 1985 году. Действие происходит в ближайшем будущем в Новой Англии, в патриархальном и тоталитарном государстве. Оно известно как Республика Галаад, которая свергла правительство Соединённых Штатов Америки. Центральный персонаж и рассказчик — женщина по имени Фредова, которая относится к касте «служанок». Им насильно поручено производить детей для Командоров — правящего класса мужчин. В этой публикации разберёмся, как Этвуд придумала Галаад.

Фото fb2knigi.ru
Фото fb2knigi.ru

Ультраправые

Критики называют «Рассказ служанки» не научно-фантастическим произведением, а относят его к спекулятивной фантастике. То есть события в книге вполне могут произойти в реальном мире в ближайшем будущем. Этвуд предлагает взглянуть на социальные, политические и религиозные тенденции США в 1980-х годах. На написание романа её вдохновили обсуждения крайне правых политических деятелей о том, что делать с женщинами, если они придут к власти. А дальше писательница моделирует общество, если бы эти активисты перевели убеждения в действия и довели их до логического конца.

Этвуд утверждает, что сценарии, описанные в романе, на самом деле происходили в реальной жизни. Писательница объясняет, что «Рассказ служанки» — это ответ репрессивным, тоталитарным и религиозным правительствам, которые стремятся к власти или уже находятся у власти в других странах. Она демонстрирует, как подобное может произойти в стране, где никто не верит в возможность такого исхода.

Исламская революция в Иране

Иранские женщины до Исламской революции, фото "Русская семерка"
Иранские женщины до Исламской революции, фото "Русская семерка"

В 1978–1979 годах в Иране произошла исламская революция, в результате которой установилась теократия. Женщин резко урезали в правах и ввели строгий дресс-код. В романе упоминается Иран как книга по истории «Иран и Галаад: две монотеократии конца XX века». Ссылка на эту книгу есть в примечаниях, которые описывают конвенцию историков в 2195 году.

Канадские политики

В созданном мире Галаадом управляют мужчины с высокими моральными принципами, которые на самом деле глубоко эгоистичны. На такие образы писательницу натолкнули действия канадских политиков в Торонто. Они заявляли, что действуют на основе высших принципов морали, но на деле всё наоборот.

Последствия Второй мировой войны

Во время войны канадские женщины вышли на работу вместо мужчин, служащих в армии. После окончания войны они должны были уступить свои рабочие места обратно мужчинам. Но после 1945 года не все женщины захотели вернуться к традиционным обязанностям домохозяек и матерей, что вызвало крайне негативную реакцию у мужчин.

Американские пуритане

Картина Гранта Вуда "Американская готика", фото Kulturologia
Картина Гранта Вуда "Американская готика", фото Kulturologia

Во время учёбы в Гарварде, который Этвуд посещала в рамках стипендии Вудро Вильсона, она исследовала общество ранних американских пуритан. Они приехали в Америку, чтобы избежать религиозных преследований в Англии и создать религиозно терпимое общество. Этвуд утверждает, что это заблуждение. А пуританские лидеры хотели создать общество, где правит религия и закон божий и недопустимо инакомыслие.

С пуританами у писательницы личные счёты. Она посвятила роман своему предку Мэри Уэбстер, которую обвинили в колдовстве в пуританской Новой Англии, и она чудом избежала повешения. Создавая Галаад, Этвуд опиралась на «утопический идеализм», присущий режимам Камбоджи и Румынии в XX веке, а также раннему пуританству Новой Англии. Писательница утверждает, что общество, устроенное по принципу Республики Галаад, будет злоупотреблять религией для достижения собственных целей.

Афганистан, Филиппины, Румыния

Этвуд устанавливает связи между тем, как лидеры Галаада сохраняют власть, и реальными лидерами тоталитарных государств. Писательница взяла Афганистан как пример религиозного государства, вынуждающего женщин уходить из общественной сферы в свои дома. У президента Филиппин Фердинанда Маркосе Этвуд позаимствовала убийства диссидентов, санкционированных государством. А у генерального секретаря Румынской коммунистической партии Николая Чаушеску взяла одержимость повышением рождаемости. Тогда беременные женщины были взяты под контроль полиции, а аборты и контрацепцию объявили вне закона.

Однако, в интервью Этвуд говорит, что подобные плачевные акты присутствовали не только в других культурах и странах, но и свойственны западному обществу и христианским традициям.

Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о книгах, фильмах и сериалах, чтобы не пропустить следующую публикацию.

А также читайте обзоры на другие книги:

Роман «Каменный мост»: Попытка разобраться в прошлом страны

«Через месяц, через год» — самый грустный роман Франсуазы Саган

О чём книга «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд