Проезжая славный город Порхов в Псковской области, который отсчитывает свою историю как минимум с 1239 года, наша «бродячая камера» заметила на улице Ленина памятник трактору. В нашей стране достаточно памятников сельскохозяйственной технике, но этот привлек внимание своим неплохим внешним видом. Особенно красиво смотрелся он в солнечную погоду своим сочетанием голубого, красного и черного цветов.
Это одна из первых моделей советского трактора СХТЗ 15/30, который начали выпускать на заводах СССР с 1930 года. Выпускался трактор СХТЗ 15/30 в основном на двух заводах: Сталинградском и Харьковском тракторостроительных заводах (правда мелкими партиями мог выпускаться и на других заводах СССР), а разработан он на основе конструкции американского трактора «McCormick-Deering 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester». Трёхтонный трактор обладал керосиновым двигателем мощностью 32,5 лошадиные силы. Рабочая скорость составляла от 3,5 до 7,4 км/час.
В СССР СХТЗ 15/30 стала одной из самых массовых сельхозмашин (было выпущено 397000 штук) и не удивительно, что до наших дней дошли многие из них, пусть хотя бы в качестве памятника.
Удивило нас то, что рядом с памятником не было никакой таблички в честь чего он установлен на этом месте, но последующие поиски в глобальной сети позволили узнать, что установлен в 2017 году он как памятник трудовой доблести и созидательного труда жителей Порховского района. А ранее эта машина находилась на постаменте возле порховского предприятия «Сельхозтехника» (позднее – «Агропромсервис»), которое занималось ремонтом тракторов и сельхозмашин. А табличку местная администрация обещает поставить ещё с 2018 года, ведь действительно непонятно что и к чему.
Получается так, что этот памятник открывали несколько раз в разных местах и переживал он и нашествие вандалов (буквально в первые дни после своего нового открытия), которые отламывали единственную фару, отламывали прочие детали и наносили другие тяжкие повреждения. Но этим летом он находился в неплохом состоянии.
И, надо сказать, когда смотришь на эту весьма изящную машину, представляешь как нелегко было трудиться на ней труженикам колхозов в полевых условиях. И для этого, наверное, и стоит устанавливать такие памятники.
А вот эмблему производителя рассмотреть нам не удалось, и место рождения этого трактора пока осталось для нас загадкой.