Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

О честности и искренности

Оглавление

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь.» (Мф. 18: 15-17).

Честность, искренность являются важными добродетелями для христианина. С честными, открытыми, искренними людьми всегда проще и приятнее общаться. Честные, искренние люди ближе к Богу, так как честность, правда тоже являются качествами Бога. Господь Иисус Христос – есть сама Истина. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14: 6). В Евангелии мы можем увидеть, что Господь всегда поступает честно, даже когда Ему угрожала опасность. «После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.» (Ин. 11: 7-10). Человек, не имеющий лукавства, честный, так как этим своим качеством ближе к Богу, может и познать, что есть Истина, и что Истина – это Христос. Как например, Нафанаил, который удостоился похвалы от Господа: «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев.» (Ин. 1: 47-49). Человек честный, искренний ходит во свете перед людьми и перед Богом, не имея за душой лукавства, хитрости, коварства, лжи: «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.» (Еф. 5: 11-13). Честность, искренность необходимы христианину, чтобы взойти на гору Господню, в новый Иерусалим. «Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему.» (Псалом 23: 3-4). Лукавство же, ложь свойственны дьяволу. Если Бог есть Свет, Истина, Любовь, то соответственно сатана отец лжи, пребывающий во тьме, человеконенавистник. Фарисеи, возлюбившие тьму, находящиеся под властью дьявола, были лукавы, лицемерны, казались людям праведными, но на самом деле Бог знал их дела, что они злы. Господь говорит им: «Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44). Они были далеки от Бога, так как говорили одно, а думали совсем другое, тем самым вводя людей в заблуждение. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.» (Мф. 12: 34). Если Господь делал, то же, что и говорил, чему учил людей, и учил людей не только на словах, но и примером собственной жизни, что говорит ещё раз об истинности Его учения, то фарисеи, напротив, учили людей одному, но делали совсем другое, потому что хотели показаться праведными только перед людьми, забыв о Боге, Видящим всё: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;» (Мф. 23: 2-5). Лукавство, ложь – это качество, которое не даст человеку войти в Царство Небесное, так как там открыто будет всё, и поэтому все, преданные лжи, будут в озере огненном, как написано в Откровении Иоанна Богослова, с сатаной, от которого и исходит ложь: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая.» (Откр. 21: 8).

-2

Честность очень важна для христианина, потому что если мы честны, то уподобляемся Христу, честность перед собой, перед людьми, перед Богом. Человек, честно исповедующийся избавляет себя от множества зол уже в этой жизни и будущем веке. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.» (1-е Ин. 1: 9-10). В отношениях между людьми честность, искренность также является очень важным качеством. Как написано, в вышеприведённом отрывке из Евангелия от Матфея (Мф. 18: 15-17) Господь говорит, что нужно обличать брата, согрешившего против тебя. Но Он говорит обличать в сделанном поступке, а не осуждать, не оскорблять, не гневаться, и обличать наедине, а не при людях. Если человек согрешил против нас, то можно спокойно сказать ему об этом наедине, чтобы примириться, а не таить обиду, ходить и таить обиду намного хуже, это происходит от гордости. Если только он не послушает, тогда позвать двух-трёх свидетелей, но не при всех это делать. И потом, если спокойно с любовью обличить согрешившего, то это может привести его к покаянию. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак. 5: 19-20). Господь тоже обличает фарисеев, желая привести их к покаянию, и не думает о том, какого мнения они будут о Нём. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.» (Мф. 23: 23). Но обличать, как говорят святые отцы, нужно только с любовью и кротостью, именно такое обличение пойдёт на пользу и обличающему и согрешившему. «Сильное обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Гораздо скорее можно тронуть кротостию, нежели пристыдить строгостию.» Святитель Иоанн Златоуст. «Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок. А кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. А кто стыдит брата перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг, обличающий тайно, — мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель.» Преподобный Исаак Сирин Ниневийский. И Апостол Павел говорит: «Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?» (1-е Кор. 4: 12). Надо не забывать при обличении о деликатности, что слишком резкими словами, можно обидеть человека, думать при этом о том, чтобы не обидеть человека, ставить себя на его место, и для нашей же души это будет полезнее, так как обижая другого, наносим вред себе. Необходимо также помнить, что в первую очередь, надо смотреть в себя, видеть свои грехи, а обличать человека с кротостью и любовью, и прощать согрешившего против нас. «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему.» (Лк. 17: 3-4). Если же человек не послушал вразумления Церкви, то да будет он, как язычник и мытарь. Но это не значит, что нужно относиться к нему враждебно, а делать это, чтобы вразумить его, потому что Апостол Павел пишет: «Если же кто не послушает слова нашего в сём послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.» (2-е Фес. 3: 14-15). Если человек не послушался, но мы старались его обратить к покаянию по любви, то Господь видит наше доброе намерение, если оно действительно было добрым. «Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.» (Иез. 33: 9).

-3

Вообще в отношениях между людьми важна честность и открытость. Хороший пример честности нам показывает Татьяна Ларина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Она честно открыла Евгению Онегину свои чувства. «Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня…» Отрывок из романа «Евгений Онегин.». Зато всё было честно, он знал о её чувствах, всё было открыто между ними, и это был смелый поступок с её стороны. Эта искренность Татьяны понравилась Онегину, о чём он и говорит ей: «я прочел Души доверчивой признанья, любви невинной излиянья; мне ваша искренность мила;» Отрывок из романа «Евгений Онегин». Как известно из романа, Онегин был сердцеедом: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут — мигом утешался; изменят — рад был отдохнуть.» Отрывок из романа. Но искренность Татьяны тронула его, и заставила быть искренним с ней: «Но обмануть он не хотел доверчивость души невинной.». Отрывок. Он честно сказал Татьяне, что не подходит ей в качестве супруга, что не этого он хочет. И потом, как нам известно из романа, когда Татьяна уже была замужем за другим, и они встретились с Онегиным, и он полюбил её, она тоже поступила честно, отказав Онегину, не смотря на её чувства к нему. Она поступила честно перед Богом, целомудренно, не пошла на поводу чувств, сохранила верность мужу, и честно сказала Онегину, всё так как есть: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». Отрывок из романа «Евгений Онегин». Это верно с точки зрения христианства, это целомудренно, это поступок по заповеди Божией. «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.» (Мк. 10: 11-12). Татьяна Ларина, будучи честна перед людьми, была честна и перед Богом. Вот и нам надо быть честными с людьми, перед собой и перед Господом. И ещё несколько слов об обличении. Нужно помнить: при обличении человека важен мотив, намерение, которое имеет тот, кто обличает. Можно обличать, чтобы унизить, а можно по любви, чтобы привести к покаянию, и вот именно второе честно перед Богом. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» (Евр. 4: 12-13).

Евгений Онегин и Татьяна Ларина - персонажи романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Евгений Онегин и Татьяна Ларина - персонажи романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

«Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф. 5: 8-10).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!