Аналитики компании «МигКредит» провели исследование (есть в распоряжении ДОЛГ.РФ), чтобы определить, кто чаще всего обращается за микрозаймами, и как граждане ведут себя уже на этапах сделки. Опрос проводился у разных категорий заемщиков: на вопросы ответили 23,5 тыс. граждан, которым отказали в предоставлении микрозаймов, 2,5 тыс. бывших и 14 тыс. активных клиентов. В 62% случаев (в разных сегментах предоставления займов) чаще всего отвечали на вопросы заемщики в возрасте 26-40 лет. Около 50% клиентов имеют (или оформляли ранее) один заем.
Исследователи выяснили, что 75% заемщиков оформляют займы чаще одного раза в год. При этом чем старше заемщик, тем меньше у него долгов в МФО. Около 40% клиентов имеют еще параллельные кредиты в банках.
Согласно данным опроса, 56% граждан предпочитают проходить идентификацию в МФО с помощью сайта Госуслу; 48% респондентов заявили, что проходили идентификацию в финансовых организациях с помощью фото на документах. Лишь 15% граждан идентифицировали свою личность с помощью биометрии. Самым непопулярным способом идентификации оказался личный визит в офис — им пользуются всего 7% клиентов.
Как показал опрос, 25% заемщиков при выборе МФО ориентируются на удобство способов погашения долгов, а также на частоту платежей. Меньше всего граждан волнует возможность участвовать в реферальных программах, купить какие-то дополнительные продукты или получить заем под залог имущества. Почти 30% клиентов приходят в компанию за повторным займом, ориентируясь на репутацию МФО на рынке.
Пандемия и самоизоляция вынудили людей пересмотреть свое потребительское поведение и активнее впускать в свою жизнь онлайн продукты и сервисы, отмечает коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко. Но идентификация через Госуслуги, хотя и значительно упрощает процедуру заполнения заявки, позволяет получить займы только до 15 тыс. руб. Если требуется большая сумма, то, по словам эксперта, клиенту придется воспользоваться другими способами идентификации или прийти в офис микрофинансовой компании.
Портрет клиента за последний год значительно изменился, считает управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева. В 2020 году был замечен переход части банковских клиентов в МФО. Клиенты с более высоким скоринговым баллом стали проявлять интерес к онлайн-займам.
«Растет платежная дисциплина заемщиков. Мы видим, что клиенты стали тщательнее читать договоры. Мы работаем только в онлайн-формате, поэтому можем проанализировать данные и подсчитать: еще в декабре 2019 года пользователи тратили на ознакомление с условиями займа в среднем 6,5 минут, но уже к середине 2020-го оставались на соответствующей странице сайта целых 8 минут, в 2021 году этот показатель не изменился. Однако мы наблюдаем другой интересный момент: по сравнению с июлем 2020 года в 2021 году в три раза увеличилось число клиентов, которые с момента получения подтверждения до решения подписать договор тратят 2-3 дня и более», — говорит Олеся Киселева.
Эксперт также подчеркивает, что за последние полгода клиенты стали больше интересоваться займами Installments: теперь они оформляют более крупные суммы на срок от 30 дней, а гасят долг периодическими платежами. С одной стороны, на это повлияло качество кредитного портфеля, которое в 2020 году стало выше. У компаний появилась возможность развивать продукт для клиентов с более высоким скоринговым баллом.
С другой стороны, выдачам Installments поспособствовала подросшая финансовая грамотность заемщиков. После 2020 года, как указывает Олеся Киселева, они подходят к сотрудничеству с кредиторами внимательнее, тщательнее планируют и распределяют свою долговую нагрузку.