Я читаю очень много книг с красивыми обложками над которыми работала Екатерина Тинмей. Сегодня мы поговорили о работе Екатерины, первых рабочих днях в Эксмо и ее хобби.
Читайте в интервью:
— На кого училась Екатерина?
— Как она устроилась работать в Эксмо?
— Нужно ли иметь профильное образование для работы дизайнером?
— В чем заключается работа Екатерины?
— Чем она вдохновляется при создании дизайнов?
— Как пришла идея красиво оформлять книгу внутри?
— Какие этапы проходит обложка, когда книга готовится к печати?
— Играет ли роль мнение блогеров и читателей при создании обложек?
— Екатерина, здравствуйте! Я знаю вас как дизайнера волшебных обложек книг «Иди через темный лес», «Кукольная королева», «Когда мы мечтаем», «Земли семи имен», «Мара и Морок» и мн.др. Можете рассказать немного о себе? На кого вы учились?
— Что любит читать Екатерина?
— Я закончила магистратуру по коммуникационному дизайну Школы Дизайна НИУ ВШЭ. Периодически прохожу различные курсы, углубляясь в какие-то аспекты графического дизайна, в этой профессии нужно постоянно держать руку на пульсе.
— Как вы устроились работать в Эксмо? Помните, как проходили первые дни в издательстве? Что вам нравится в работе больше всего?
— Я всегда мечтала работать с книгами, так как с детства любила много читать. Помню, как натолкнулась на статью редактора МИФа, которая писала, как выпускает книги, живя при этом на Гоа. В то время подобное казалось мне мечтой. Насколько помню, я постучалась в Эксмо сама – увидела вакансию художественного редактора (далее также дизайнер и художник) и отправила портфолио с мотивационным письмом. Параллельно я проходила интервью в другие компании, но каждый день ждала ответа от Издательства. После встречи со своим будущим руководителем и отправки тестовой обложки, я неделю ждала ответа. И так и не дождавшись, снова написала. Возможно, взяли меня как раз за настойчивость.
Впервые придя в Эксмо, у меня было чувство, что я оказалась на чердаке у бабушки с дедушкой. Это был еще старый офис, он показался мне маленьким и уютным, немного захламлённым и в приглушенных коричневых оттенках с мягким диваном и лампой.
Первые дни мне постоянно казалось, что я коснулась чего-то масштабного и важного, сидя рядом с художниками, чью работу покупала и читала с самого детства. Например, мне приятно было познакомиться с художественным редактором серий Донцовой – Владимиром Юрьевичем Щербаковым. У людей может быть разное отношение к жанру легкого чтива, но я читала и любила творчество Донцовой в детстве и для меня было честью познакомиться с художественным редактором, который начинал и продолжает оформлять эти книги столько лет.
Больше все в работе я люблю результат работы – я всегда волнуюсь, когда отправляю проекты в типографию. Потому что в печати, обложка и макет могут сильно отличаться от запланированного – например были подобраны не совсем подходящие материалы, была перелита какая-то из красок или съехал штамп. Но зато, когда книга приходит такой, какой ты ее задумывал – эти минуты счастья мало с чем можно сравнить)
— Обязательно ли профильное образование чтобы устроится в издательство?
— Это очень важный вопрос, так как сейчас существует огромное количество различных курсов, которые «продают мечту» и обещают научить дизайну за 3 месяца. Графический дизайн – это очень сложная специальность, и она не заканчивается на владении графическими программами. Можно легко определить по работам, кто из дизайнеров – выпускник Строгановки, а кто недавно прошел краткосрочные курсы. Однако, если человеку действительно нравится эта сфера, то рано или поздно выпускник курсов, может догнать и обогнать выпускника Строгановки.
Если говорить про художественных редакторов Эксмо, то без профильного образования или хорошего опыта будет конечно сложновато. На мой взгляд, в Издательстве нужны «универсальные солдаты» – крепкие дизайнеры, которые умеют рисовать в разных стилях и делают макеты внутреннего оформления книг.
— В чем заключается работа дизайнера? Что входит в ваши обязанности?
— Традиционно дизайнеры в Издательстве отвечают за визуал книги – это обложка, форзацы, титула, макеты внутреннего оформления, короба, бандероли и т.д. Над книгой может работать несколько дизайнеров, например обложку может делать один дизайнер, а макет внутреннего
оформления – другой. Дизайнер создает визуал книги и доводит книгу до типографии. Если коротко, то я назвала бы дизайнеров «руками издательства».
— Чем вы вдохновляетесь, создавая дизайны обложек? Лично мне обложка «Земли семи имен» напоминает обложку «Жестокого принца».
— Фантасты очень любят подробные иллюстрации на обложках, иногда от этого очень «устает глаз» и нужна минималистичная и «чистая» обложка, чтобы разрядить поток. Такой обложкой стали «Земли». Я даже не помню чем мы с редактором вдохновлялись, но это точно не был «Жестокий Принц». Когда я получила проект, меня обеспокоило длинное название, тогда было решено, что нужно акцентировать внимание на леттеринге. И конечно обыграть «лес», «Земли» и передать темную влекущую атмосферу.
На обратном форзаце Земель я оставила свою цитату, это то ощущение с которым я пронесла этот проект.
— Внутри многих книг можно найти красивые рисунки и развороты, маленькие оформления на страницах. Как пришла идея так украшать книги?
— Первый макет мы делали с Кирой для книги «Аббар. Пепел и Крылья». В этом макете нужно было использовать иллюстрации автора. Они так органично встали в макете и дополнили атмосферу книги, что нам понравилась такая практика. Мне нравится также оставлять «пасхалки» на страницах книг, например в книге Анашкевича «Жизнь как секс на первом свидании» к нумерации страницы 18 я добавила плюс и получился 18+ . История там правда с огоньком.
— Я знаю, что вы создавали и обложки для серии Лены Сокол. Как пришло решение сделать такие стильные обложки с героинями ее историй?
— Обложки книг – это совокупность мыслей редактора и дизайнера. Редактор с помощью брифа направляет дизайнера на определенный путь. С оформлением книг Лены Сокол была та же ситуация, Марина Мамонтова – бывший редактор LikeBook хотела видеть такое оформление – простое, атмосферное и минималистичное
— Можете рассказать в общих чертах, какие этапы проходит обложка, когда книга готовится к печати?
— Редакторы отправляют бриф, в котором прописывают целевую аудиторию, аннотацию, конкурентную среду и то, на что хотелось бы сделать упор в оформлении (например, на таинственности или мрачности). Потом я делаю эскиз первой «лицевой» стороны книги и отправляю на утверждение редактору. Редактор совместно с начальником смотрят попала ли я в точку с образом – передает ли обложка смысл и атмосферу.
Далее, либо дизайнер доделывает разворот обложки, либо заново собирает новый эскиз. Потом обложка отправляется на утверждение маркетингу, высшему руководству и автору или правообладателю, и только потом можно готовить файлы к печати и для других электронных ресурсов.
— Играет ли роль мнение блогеров и читателей, когда вы делаете обложки книг?
— Конечно. Редакторы часто создают голосовалки с вариантами обложек и слоганов на выбор читателей. Мы также стараемся отслеживать тренды в оформлении и делать то, что понравится читателям.
— Есть ли обложки книг, которые вы рисовали сами?
— Да, конечно, большая часть проектов, с которыми я стараюсь работать, это обложки, созданные мной с нуля. Это могут быть разные техники – «реалистичная» иллюстрация («Тишина моих слов» Ава Рид), или современная «плоская» иллюстрация (для «Плоского мира» Пратчетта в Inspiria или «Светлый человек» Макса Максимова), современная иллюстрация («Мальчик из Бухенвальда» Робби Вайсманн, Сьюзен Маклелланд), коллаж («Меж трех миров» Анна Фишман, «Избранница Грозы» Ольга Пашнина, «Импульс» Анна Квин), леттеринг («Земли Семи Имён») и многое другое.
— Что вы сами любите читать? Какие жанры и авторы ваши любимые?
— Люблю фантастику и фэнтези. Люблю антиутопию и постапокалиптические сюжеты.
— Ваша любимая музыка?
— Музыку не слушаю совсем, только во время спорта.
— Чем вы увлекаетесь помимо работы дизайнером?
— Увлекаюсь языками. Английский был моей страстью, сейчас только поддерживаю, а вот японский пыталась учить два года, но он настолько сложный и отнимает столько времени, что ради дизайна, пришлось отказаться от него. Мечтаю поехать пожить в Японии полгода-год.
Большое спасибо Екатерине за интересный разговор! Было очень интересно узнать больше о создании обложек моих любимых книг!
Найти Екатерину в соц. сетях:
Instagram @katyatinmey