В кадровой политике МВД в последнее десятилетие получила раскрутку такая неоднозначная форма, как ротация руководящих кадров. В первую очередь, речь идёт о начальниках территориальных ОМВД-УМВД. При этом ставка при назначении делается, преимущественно, не на своих доморощенных выдвиженцах, а на пришлых- так называемых «варягах», т.е. прибывших неведомо откуда и чуждых (по определению) сложившемуся коллективу.
Почему-то считается, что подобная ротация призвана влить свежую струю в жизнь коллектива и способствует достижению более высоких результатов, а кроме того, выступает в качестве профилактической меры- служит противодействию коррупции в руководящем звене. Кое-кто из дилетантов на полном серьёзе убеждён, что государство именно для того её и придумало, чтобы свои не «зажирались».
Утверждение не бесспорное. По крайней мере, не подходящее под все случаи жизни. А потому применять её нужно строго избирательно- лишь при наличии определённых обстоятельств (провал в работе ОМВД, ухудшение дисциплины, дестабилизация кадровой ситуации и т.п.).
Начнём с того, что шесть лет пребывания в кресле начальника- срок зачастую явно недостаточный, чтобы стабилизировать складывавшуюся годами критическую ситуацию. Учитывая, что не менее двух лет при этом займёт «ознакомительный период». Да и авторитет полиции за этот срок можно как приобрести, так и окончательно потерять. Так что, к каждому конкретному случаю следует подходить индивидуально, и неважно- сколько это займет времени.
С другой стороны, даже этих пары лет может оказаться вполне достаточным для завязывания руководителем ОМВД устойчивых коррупционных связей на местном уровне. К тому же, географическая ротация лишь отчасти разрывает неформальные связи, сложившиеся у начальников-«варягов» с местной бизнес-элитой, ибо остаются их сподвижники, друзья и родные...
Помимо коррупции в МВД есть проблема поважнее- правовая незащищённость наших граждан. Вот о чём следует думать при проведении ротационных мероприятий! Поэтому во главу угла должен быть поставлен общественный гражданский контроль во взаимодействии с местной властью.
Вот и получается, что ротация кадров в МВД из - за специфики ведомства достаточно сложна и затратна, а потому вряд ли себя оправдает. Вновь назначенный начальник низового уровня должен хорошо знать специфику обслуживаемой территории и менталитет местного населения. Вряд ли это будет происходить, если его начинают тасовать, как в карточной колоде…
Вспомним, что в бытность милиции сменяемость руководящих кадров неизменно основывалась на преемственности: начальника ОВД сменял один из его заместителей, того- руководитель одного из структурных подразделений и т.д. по всей иерархической лестнице. Кадровый резерв на выдвижение был общеизвестен, и любое назначение не вызывало вопросов: сотрудники заблаговременно знали, что через год-другой им предстоит заместить ту или иную должность и были к этому готовы. С появлением «варягов» была разрушена вся концепция формирования резерва, поскольку каждая «новая метла» старалась привести (или намести) несколько преданных руководителей среднего звена, создавая тем самым предпосылки к открытому противостоянию с местными, доморощенными сотрудниками, которые негативно воспринимают подобную практику и заметно снижают своё служебное рвение. Не стоит забывать, что с приходом пришлого начальника ОМВД многие руководители среднего звена вынуждены под него подстраиваться и пересматривать взаимоотношения со своими коллегами, до этого вполне рабочие и дружеские. В конечном итоге в течение этих шести лет происходит постепенный развал некогда устойчивого и работоспособного коллектива...
Подобную политику ещё можно понять и оправдать, когда пришлые руководители действительно являются профессионалами и грамотными управленцами. Но когда происходит размен «шила на мыло» и к руководству приходят начальники отнюдь «не семи пядей во лбу», глубоко безразличные к проблемам населения чуждого им города, стремящиеся сделать себе имя сиюминутными служебными показателями любой ценой и свалить на повышение в более престижный регион (разумеется, поближе к Москве), становится реально страшно за судьбу ОМВД, в котором после каждой такой кадровой ротации остаётся «выжженная земля».
Будучи фактически неподконтрольными местным властям, они уподобляются этаким уездным князькам и творят, что хотят. Благо, Главк далеко! В лучшем случае, «пройдутся по головам», решат свои личные вопросы (получат от властей жильё или земельный участок, пристроят своих близких) и через 6 лет ищи ветра в поле!
В связи с этим вспоминаются двое наших начальников-«варягов». Один из них ещё в дореформенный период был «сослан» (по некоторым сведениям) к нам в подмосковную глубинку за некие служебные прегрешения и прославился тем, что был приверженцем всякого рода служебных совещаний. Они у него проходили ежедневно по 5-6 часов с участием руководителей различных городских структур (отдалённо связанных с работой милиции) и всего среднего и старшего начсостава. После таких «посиделок» морально опустошённые участковые и опера, вдохновившись информацией о проблемах ЖКХ и городского здравоохранения, до глубокой ночи были вынуждены исполнять валяющиеся в сейфах «горящие» материалы. Эти два года многим до сих пор видятся кошмарным сном!
Второй «варяг» возглавил ОМВД после реформирования и привёл с собой начальника следствия, ГИБДД. А поскольку в городе жить намерения не имел и ежедневно мотался домой в свой родной город (а это почти 90 км.), пришлось принять под это дело водителя из своего прежнего УВД. Расходы на дорогу сами подсчитаете? Отслужив свой варяжский срок «от звонка до звонка», недавно перебрался поближе к Москве, оставив отдел у разбитого корыта…
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации, поделитесь ею в соцсетях и рекомендуйте друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!