Найти в Дзене
Дедал-Пресс

История мокуме гане

Вообще, существует две истории развития мокуме гане. Первая, сокрытая временем, берет свои истоки в феодальной Японии, когда знания веками передавались от мастеров ученикам. Вторая - история мокуме гане на Западе, которая начинается с «открытия» этой техники в конце XIX века и имеет свое развитие в 70-80 гг. прошлого столетия, когда проводились обширные исследования этой технологии. Вне всяких сомнений, Хироко Сато Пижановски и Юджин Майкл Пижановски - два выдающихся мастера, которые помогают нам понять оба периода в истории мокуме гане. В этой главе я полностью полагаюсь на их исследования и считаю, что без их очень важной работы мокуме так и осталось бы для нас на Западе чем-то странным и малопонятным, покрытым завесой тайны древней Японии. Мокуме в Японии В 1970 году Пижановски посетили выставку работ народных японских ремесел в одном из универмагов Токио. Именно там они увидели огромную чеканную чашу Гьюкомей Шиндо, выполненную в технике мокуме (фото на стр. справа). Это было для н
Ваза мокуме гане: медь, куромидо. Гьюкомей Шиндо.
Ваза мокуме гане: медь, куромидо. Гьюкомей Шиндо.

Вообще, существует две истории развития мокуме гане. Первая, сокрытая временем, берет свои истоки в феодальной Японии, когда знания веками передавались от мастеров ученикам. Вторая - история мокуме гане на Западе, которая начинается с «открытия» этой техники в конце XIX века и имеет свое развитие в 70-80 гг. прошлого столетия, когда проводились обширные исследования этой технологии. Вне всяких сомнений, Хироко Сато Пижановски и Юджин Майкл Пижановски - два выдающихся мастера, которые помогают нам понять оба периода в истории мокуме гане. В этой главе я полностью полагаюсь на их исследования и считаю, что без их очень важной работы мокуме так и осталось бы для нас на Западе чем-то странным и малопонятным, покрытым завесой тайны древней Японии.

Мокуме в Японии

В 1970 году Пижановски посетили выставку работ народных японских ремесел в одном из универмагов Токио. Именно там они увидели огромную чеканную чашу Гьюкомей Шиндо, выполненную в технике мокуме (фото на стр. справа). Это было для них открытием, изделие было отлично выделано, а поверхность напоминала полированный мрамор. До этого момента их собственные познания этой техники ограничивались ламинированием при помощи припоя. Опыт показывал, что изготавливать изделия из спаянного мокуме такие, как изделия Шиндо, путем выколотки невозможно, поскольку паяное соединение очень хрупкое. Им очень хотелось выяснить, как изготавливают подобные изделия, и они сумели установить дружеские отношения с Шиндо и двумя другими мастерами: Масахисой Ягихара и Норио Тамагава. От Шиндо они узнали о происхождении мокуме -диффузионной сварки металлов. Пижановски писали:

«Мокуме Гане было изобретено Денбеем Шоами (Denbei Shoami) (1651- 1728), который почти всю свою жизнь работал в префектуре Акита, Север-ная Япония. Он был мастером высшего класса, и ему было дано разрешение использовать имя Шоами из названия школы - Школа Шоами, которая существовала в Киото с конца XVI века. В то время ему оказывал поддержку крупный феодал района Акита по имени Сатаке.

Цуба: медь, шакудо. Денбей Шоами.
Цуба: медь, шакудо. Денбей Шоами.

Сначала Шоами назвал свою технику Гури Бори (Guri Bori), поскольку рисунок его первой цубы в технике мокуме из цветных металлов был похож на гури - технику нанесения лаков цуишу, зарожденную в Древнем Китае. Цуишу - одна из техник, когда текстура поверхности достигается путем резьбы по толстому слою разноцветного лака; если при этом создается линейный узор, то данная техника носит название гури. Позже он назвал свою технику мокуме (текстура древесины) гане (металл). Самая старая его работа - козука (рукоятка меча), в ней он использовал золото, серебро, шакудо и медные ламинаты. Изготовление мечей оставило в творчестве Шоами отчетливый отпечаток, именно при изготовлении мечей он понял, что слои цветных металлов можно соединять между собой и получать поверхности, похожие как на лакированные, так и на узорчатую сталь. Он адаптировал принципы сварочного соединения для создания мокуме гане. Несмотря на то, что Шоами известен как создатель мокуме гане, это лишь одна из граней его деятельности. Он также занимает огромное место в истории ремесел как создатель исключительных изделий из стали, деталей и принадлежностей для мечей с применением резьбы и инкрустации.

Цуба: возможно, шибуичи и шакудо, рисунок напоми-нает цветы, плывущие по воде. Такаша Окицугу, XIX век.
Цуба: возможно, шибуичи и шакудо, рисунок напоми-нает цветы, плывущие по воде. Такаша Окицугу, XIX век.

Кроме технологий изготовления мечей, используемых в то время в Японии, на развитие мокуме гане оказывали влияние следующие факторы: высокий уровень мастерства, расширяющиеся познания в металлургии, широкий ряд материалов и цветных сплавов, уже используемых японскими мастерами. Эти факторы, а также накопленный опыт, переходящий от мастера к ученику, внесли значительный вклад в развитие техники мокуме гане.»

Чеканный сосуд: медь, куромидо. Норио Тамагава.
Чеканный сосуд: медь, куромидо. Норио Тамагава.

В действительности, искусство изготовления мечей в Японии того времени было настолько сложным, что именно оно диктовало развитие всех остальных видов обработки металлов. Значение, которое имели мечи в феодальной Японии, и влияние, которое мастера по их изготовлению оказывали на японское искусство и японскую технологию, можно сравнить с ведущей ролью аэрокосмической промышленности, которая побуждает развитие технологий сейчас. Мечи имели широкое практическое применение, одновременно являясь предметами искусства. Лучшие художники и лучшие мастера тех времен работали вместе, чтобы создавать прекрасные, в то же время функциональные изделия Возможно, когда-нибудь наша культура достигнет таких высот, когда мы сможем объединить усилия NASA (Национальное агентство по аэронавтике и исcледованию космического пространства) и NEA (Агентство по ядерной энергии)!

Сегодня найдено лишь несколько экземпляров ранней техники мокуме гане. Уцелевшие с тех времен предметы ограничиваются лишь приспособлениями для мечей. Нет сомнений, что техника веками переходила от мастера ученику в лучших традициях японских ремесленников. В определенный момент времени, какой точно неизвестно, японские мастера стали использовать технику мокуме гане и для других декоративных целей. В 1893 году в статье для Journal of the Society of Arts Профессор В. Чандлер Робертс-Остин описывает пару ваз из коллекции Кенсингтона, выполненных в технике мокуме.

Блюдо: медь, шакудо, золото. Хиротоши Ито.
Блюдо: медь, шакудо, золото. Хиротоши Ито.

«… мастерство, с которым выполнены эти работы, выше всяких похвал. Горлышко, кайма и основание изготовлены из мозаики шакудо и золота, основная часть вазы - из мокуме, состоящего из чередующихся слоев шакудо и красной меди, а прекрасная птица на серебряной вставке изготовлена из золота и цветных сплавов, вчеканенных в серебро.»

У нас достаточно оснований полагать, что если изделия такой сложности оказались в коллекции семьи английских аристократов в конце XIX века, то, скорее всего, подобные вещи изготавливали уже в течение какого-то времени в Японии. И снова Пижановски рассказывают:

«Техника мокуме передавалась через века и оставалась тайной до тех пор, пока не обнаружила себя в начале XX века в работах Соко Хирата, профессора кафедры обработки серебра Университета Изобразительных Искусств Токио».

Другой японский мастер по имени Хиротоши Ито преподавал технику мокуме гане в университете до самой смерти в 1998 году. Уроки Ито, его философия наложили глубокий отпечаток на жизнь и работу его студентов. А технику мокуме до сих пор продолжают преподавать в Токийском Университете Изобра-зительных Искусств и Музыки.

В настоящее время мастером-практиком, который владеет наиболее сложными приемами мокуме гане в Японии остается Норио Тамагава. Будучи мастером по художественной обработке металлов в девятом поколении, он обучался у Гьюкомея Шиндо. Он работает в традиционной технике мокуме, которую Пижановски описывают далее.

Шкатулка: медь и  серебро.  Хиротоши Ито.
Шкатулка: медь и серебро. Хиротоши Ито.

Диффузионная сварка: традиционный метод

«Для создания всевозможных комбинаций двух или трех металлов Тамагава использует медь, шакудо, куромидо и чистое серебро. Обычно он использует восемь слоев круглых или квадратных пластин около 4 мм толщиной и 9 см в диаметре. Другие японские мастера используют квадратные пластины толщиной от 1 до 4 мм и варьируют количество слоев от 8 до 20. Важно, чтобы пластины были одной толщины. Их отжигают и выравнивают, чтобы они были идеально плоскими, а поверхность обрабатывают наждачной бумагой или другими абразивными материалами.

Для выкладки брикета мокуме используют поддон из ржавой стали, как пока-зано на рисунке внизу. Поддон хотя бы с одной стороны должен иметь выемку или отверстие, чтобы во время обжига можно было наблюдать за цветами каления и процессом «запотевания» поверхности.

Норио Тамагава за работой.
Норио Тамагава за работой.

В качестве основы будущего изделия (его внутренней части) Тамагава использует толстый кусок меди, его толщина должна равняться примерно 1/3 толщины всего брикета, а в качестве груза - кусок малоуглеродистой ржавой стали таких же размеров. Металл очищают химическим путем в растворе цианистого калия (5 г на 1 л воды). Затем его промывают в чистой воде и вытирают тканью без ворса. Брикет формируют, комбинируя металлы, как приведено ниже:

Медь, шакудо, медь, шакудо, медь.

Медь, чистое серебро, шакудо, чистое серебро, медь, чистое серебро, шакудо, чистое серебро.

Медь, куромидо, медь, куромидо.

Медь, чистое серебро, куромидо, чистое серебро, медь, чистое серебро, куромидо, чистое серебро.

-8

Слои металлов с более низкой температурой плавления помещаются между слоями с более высокой температурой плавления в желаемой последовательности, а затем весь брикет укладывается на поднос из малоуглеродистой стали. Наверх кладется стальная пластина для придавливания брикета. Толстой железной проволокой Тамагава плотно связывает получившийся брикет.

Слоистый металл помещают в горячий кузнечный горн, работающий на металлургическом коксе (очищенный и переработанный уголь, горящий чистым пламенем). К нему [коксу] добавляется древесный уголь, который создает восстановительную атмосферу. Металлическая масса нагревается до тех пор, пока края не начнут «запотевать». В этот момент брикет немедленно вынимают из печи и слегка проколачивают деревянным молотком. Если слои металлов соединились должным образом, проволоку быстро снимают, а металлический блок - проковывают. Если брикет содержит серебро, проковывать начинают, когда металл перестанет быть красного цвета. Затем путем поочередной проковки и отжига металлический брикет утончают до 5-7 мм.

Рисунок мокуме Тамагава придает при помощи традиционного инструмента хатсури-тагане (полукруглого резца по дереву, который оставляет в ме-талле U-образные канавки). (См. «Изготовление полукруглого резца «бычий нос» на стр. 70). Слоистая заготовка наклеивается на смолу либо зажимается в больших слесарных тисках. Затем при помощи хатсури-тагане он проделывает в ней канавки на глубину не менее трех слоев, создавая желаемый узор. После этого заготовка снова проковывается, пока не станет абсолютно плоской. Цикл резьба-проковка повторяется не менее четырех раз с постоянным контролем над проявляющимся рисунком. После того как рисунок сформирован, а вырезанные канавки слились с поверхностью, он продолжает проковку до тех пор, пока не получит желаемую толщину. Теперь заготовка мокуме с рисунком готова для дальнейшей обработки, а именно - для выколотки или формовки традиционными способами. После выколотки и финишной обработки, металлу придается цвет при помощи процесса, в котором используется уникальная японская патина рокушо (rokusho)». (Более подробную информацию о рокушо вы найдете в Главе Х).

Чеканный сосуд: медь, серебро, шакудо. Норио Тамагава.
Чеканный сосуд: медь, серебро, шакудо. Норио Тамагава.

Мокуме «идет» на Запад

Вооруженные новыми знаниями о диффузионной сварке мокуме Пижановски вернулись в Америку с целью продолжить свои новаторские работы в этой области. Однако они не были первооткрывателями этой техники среди западных мастеров. Как было упомянуто в предыдущем параграфе, японские техники работы по металлу (включая мокуме гане), японские сплавы и патины изучал Робертс-Остин. Кроме этого, о технике мокуме упоминает Рафаэль Пампелли в American Journal of Science (Американский Научный Журнал) в 1886 г.

Чеканный сосуд: медь, серебро и шакудо. Норио Тамагава.
Чеканный сосуд: медь, серебро и шакудо. Норио Тамагава.

В статье Notes in Japanese Alloys (Заметки о японских сплавах) он пишет:

«Прекрасная дамасская работа создается путем спайки вместе поочередно уложенных 30 или 40 пластин из золота, шакудо, серебра, розовой меди и золотистого шибуичи…»

Следует заметить, что Пампелли пишет: «путем спайки», когда говорит о способе соединения слоев металлов. Робертс-Остин также предполагает, что слои металлов в мокуме спаяны между собой, следовательно, понятно, что на западе история диффузионной сварки, используемой в декоративных целях, была малоизвестна или неизвестна вообще. Возможно, когда эти авторы изучали изделие, выполненное в технике мокуме, они ошибочно приняли тонкий эвтектический слой сплава, который образуется между двумя основными металлами, за слой припоя. Тем не менее, Робертс-Остин пишет, что это не остановило Альфреда Гилберта от «попыток использовать эту технику в эксклюзивных работах, выполненных в технике репуссе, которые мог изготовить только он один». По-видимому, кроме всего прочего, Гилберт применял эту технологию при изготовлении центрального звена цепи «Chain of offices» («Цепи ведомств») для мэра Прэстона, Ланкашир, в 1888 году. В своей книге The Design and Creation of Jewelry (Дизайн и создание ювелирных изделий) Роберт фон Ньюманн также говорит о японской технике мокуме, где металлические листы спаяны между собой при помощи припоя. И, совершенно случайно, именно в этой, изданной в 1961 году, книге впервые содержалась информация о мокуме, и именно эта книга вдохновила многих западных ювелиров, в том числе и Пижановски.

Нет ни одного факта, подтверждающего использование в японской технике мокуме припоя при соединении металлов. Однако, некоторые медные сплавы могут соединяться между собой при помощи очень тонкого слоя серебра между ними. Во время нагрева этот слой образует эвтектический сплав меди и серебра, который плавится и связывает металлы между собой. Если температуру нагрева поддерживать выше этой точки, то серебро полностью диффундирует из сплава-связки, т. е., по сути, исчезает. Эта технология, известная, как Transient Liquid Phase Bonding (Соединение в исчезающей жидкой фазе), в настоящее время используется в промышленности для соединения жаропрочных сплавов, например, стальных суперсплавов на основе никеля и кобальта.

Единственная техника, похожая на технику мокуме гане, которая развивалась на Западе исторически независимо, известна, как Шеффилдские пластины (Sheffield Plate). Эта техника была открыта в 1743 году ножевщиком Томасом Булсовером. Было ли это открытие случайным или явилось результатом исследований, специалисты не могут сказать, но совершенно определенно можно сказать, что это открытие было многообещающим. Более века в больших количествах Шеффилдские пластины изготавливались путем прикрепления листового серебра к слитку меди, бронзы или нейзильбера толщиной около 4 см с последующим сплавлением в коксовом горне. Процесс сплавления внимательно отслеживался до момента появления «отпота» (показателя того, что образовался эвтектический сплав меди и серебра), это означало, что металлы соединены. Слиток затем проковывали, а после этого пропускали через вальцы, после чего его можно было использовать для изготовления всевозможной утвари: от канделябров до чайников.

Несмотря на то, что способ соединения металлов в Шеффилдских пластинах очень близок к мокуме, важно отметить тот факт, что такая технология применялась исключительно в целях экономии серебра. При разработке и изготовлении предметов из Шеффилдских пластин очень много усилий тратилось на то, чтобы на готовом изделии скрыть внутренний слой меди. Техника мокуме гане, напротив, специально используется, чтобы подчеркнуть естественный рисунок поверхности, а это достигается путем соединения нескольких слоев металлов.

Вернемся в 70-е! После возвращения из Японии Пижановски начали свои исследования традиционной японской техники. Они широко размещали эту информацию в статьях отраслевых журналов, проводили презентации в мастерских в Соединенных Штатах, Европе и Австралии. Они руководили исследованиями дипломных работ своих студентов в Университете Южного Иллинойса в Карбондэйле. Эти студенты, кураторами которых были профессоры Брент Кингтон и Ричард Модсли, проводили исследования всех аспектов изготовления мокуме путем диффузионной сварки. Их вклад - исчерпывающие эксперименты с японскими сплавами, обжигом и техниками формирования рисунка. Возможно, единственным наиболее существенным открытием было изобретение пластин, скрепленных болтами, Марвином Дженсеном, который заменил ими ранее использовавшуюся проволоку для связывания пластин. С распространением информации увеличивались количество и качество научных исследований техники мокуме. В 80-х годах ХХ века Стивен Кретчмер и Юджин Пижановски начали использовать для ламинации цветное золото, открыв тем самым новую сферу применения мокуме.

Брошь: желтое, красное и белое золото 583 пробы (14К), черный нефрит. Хироко и Юджин Пижановски.
Брошь: желтое, красное и белое золото 583 пробы (14К), черный нефрит. Хироко и Юджин Пижановски.

С тех пор было проделано очень много работ по созданию новых комбинаций металлов, основываясь на лучшем понимании законов металлургии, технологических новшествах в изготовлении мокуме (например, печей с цифровым контролем температуры). Все это и многое еще собрано воедино для того, чтобы сделать ХXI век наиболее плодотворным периодом времени изготовления мокуме.