Найти тему
Имена Земли

Остров Бикон: Злой рок "Батавии"

Остров Бикон (англ. Beacon Island) - один из группы островов в восточной части индийского океана в 80 километрах к западу от Австралии. Остров имеет форму, напоминающую английскую букву "J", длину около 350 метров и чуть более километра береговой линии.

Остров Бикон: вид с высоты птичьего полета (источник фото: Интернет)
Остров Бикон: вид с высоты птичьего полета (источник фото: Интернет)

Название острова переводится с английского языка как "маяк", что не мешает острову иметь и второе неофициальное название - "Кладбище Батавии". Истории о том, как этот коралловый остров поблизости от австралийского побережья получил столь устрашающее прозвище, будет посвящена эта статья.

В 1602 году голландские купцы решили приобщиться к богатствам Востока и основали Голландскую Ост-Индскую компанию, которая занималась в основном торговлей перцем и имбирем с Суматры, корицей с Цейлона, гвоздикой с Молуккских островов, шелками из Китая, а также другими пряностями и предметами роскоши, ценившимися в Европе на вес золота.

Отважные голландские купцы и моряки бороздили моря от Африки до Южной части Тихого океана, невзирая на все опасности дальних морских странствий. А то, что один из десяти судов ежегодно погибал во время океанских вояжей, воспринималось как издержки сильно рискового, но очень прибыльного дела. Однако то, что произошло с "Батавией" в 1629 году, стало настоящей трагедией, о которой долго еще не могли забыть.

"Батавия" - это судно, построенное на судоверфи Амстердама в 1628 году и принадлежавшее Голландской Ост-Индской компании. 27 октября того же года "Батавия" отправилась в свое первое (как потом оказалось, и последнее) плавание из порта острова Тексель (провинция Северная Голландия) в Батавию (современная Джакарта - столица Индонезии).

Современная реплика "Батавии", построенная на судоверфи Батавия в голландском городе Лелистад с 1985 по 1995 годы (источник фото: Интернет)
Современная реплика "Батавии", построенная на судоверфи Батавия в голландском городе Лелистад с 1985 по 1995 годы (источник фото: Интернет)

На борту "Батавии" находился 341 человек: члены экипажа, отряд солдат и пассажиры (жены и дети сотрудников Голландской Ост-Индской компании). Кроме того, трюмы судна были заполнены 600 тоннами груза и 200 тысячами гульденов, предназначавшихся для ведения торговли и хорошо уложенных в 12 сундуков.

Главой экспедиции был "главный купец" Франциско Пелсарт, шкипером судна был назначен Адриан Якобсзон, а Иероним Корнелис имел должность "младшего купца". "Батавия" отправилась в дальнее плавание в сопровождении 7 судов.

Путешествие началось зловеще. Сильный шторм в Северном море разделил большинство кораблей конвоя. Когда он закончился, только три из восьми кораблей увидели друг друга: "Батавия", "Ассендельфт" и "Бюрен". Попутный ветер помог кораблям на целый месяц раньше запланированного срока достигнуть мыса Доброй Надежды. Именно здесь между первым и вторым человеком экспедиции, Пелсартом и Якобсзоном, вспыхнула вражда, когда Пелсарт публично отругал шкипера за его пьяные выходки.

Адриан Якобсзон, затаивший обиду, нашел себе союзника в лице третьего человека на корабле - Иеронима Корнелиса. Эти двое разработали план захвата корабля. Шкипер судна, воспользовавшись болезнью Франциско Пелсарта, который долгое время по состоянию здоровья не мог контролировать происходящее на его корабле, намеренно сошел с курса, чтобы конвой потерял "Батавию".

Был подготовлен план мятежа и захвата судна, включавший в себя провокацию: группа заговорщиков совершила насилие над молодой пассажиркой судна Лукрецией Янс, направлявшейся к своему мужу на остров Ява. Жестокое наказание за это деяние со стороны Франциско Пелсарта должно было спровоцировать мятеж среди матросов. Но верные Пелсарту солдаты быстро взяли ситуацию под контроль.

Наказать преступников он не успел: 4 июня 1629 года "Батавия" налетела на рифы близ острова Бикон в Индийском океане в 80 километрах от западного побережья Австралии. В результате кораблекрушения 40 человек погибло, большинство же пассажиров и членов экипажа смогло выбраться на берег необитаемого острова.

Красной точкой выделено место крушения "Батавии" возле берегов Австралии, подчеркнута красным Джакарта (раньше называлась Батавия) - пункт назначения судна
Красной точкой выделено место крушения "Батавии" возле берегов Австралии, подчеркнута красным Джакарта (раньше называлась Батавия) - пункт назначения судна

Остров Бикон был одним из множества островков архипелага, при обследовании которых спасшиеся не обнаружили запасов пресной воды и лишь ограниченное количество пищи. Осознав весь ужас сложившейся ситуации, Франциско Пелсарт принимает решение в сопровождении шкипера Якобсзона, старших офицеров, нескольких матросов и пассажиров на девятиметровом баркасе отправится в опасное путешествие на север в конечный пункт их плавания город Батавию (Джакарту) в поисках спасения.

Перед этим они сделали попытку отыскать воду на материке, который был в 80 километрах, но попытка была неудачной. Путь к месту назначения занял 33 дня. Удивительно, но все двадцать человек, плывших на баркасе, выжили. Губернатор Батавии, узнав обо всем, что случилось от Франциско Пелсарта, арестовал матросов, виновных в нападении на пассажирку, и Адриана Якобсзона за подготовку мятежа, а Франциско Пелсарта на судне "Саардам" отправил в спасательную операцию на остров Бикон. Дополнительной задачей было поднятие ценного груза с затонувшей неглубоко "Батавии".

Старинная иллюстрация к случившемуся с "Батавией" (источник фото: Интернет)
Старинная иллюстрация к случившемуся с "Батавией" (источник фото: Интернет)

Когда через 50 дней "Саардам" наконец-то достиг острова, спасатели с ужасом узнали о кровавой резне, охватившей остров за время их отсутствия.

Оставшихся на острове Бикон спасшихся возглавил Иероним Корнелис - третий человек по рангу после покинувших остров Пелсарта и шкипера Якобсзона. Иероним Корнелис понимал, что Пелсарту известно о его участии в провалившемся заговоре, поэтому он рассчитывал окружить себя верными людьми, поднять ценности с затонувшего судна и захватить корабль, который пришел бы им на помощь.

В первую очередь, он забрал все оружие и провизию под свой контроль. Во-вторых, он избавился от верных Франциско Пелсарту солдат, отправив их на соседний остров с заданием найти источники пресной воды и оставив их там. Корнелис рассчитывал, что все они там погибнут. В-третьих, он подсчитал, чтобы продержаться как можно дольше в условиях недостатка продовольствия, нужно сократить число выживших до 45 человек.

Иероним Корнелис безжалостно начал исполнять свой кровавый план. Сначала убийства носили единичный характер. Жертва, как правило, обвинялась в краже продовольствия. Но затем началась расправа просто без всякого повода. В общей сложности его приспешники убили, по крайней мере, 110 мужчин, женщин и детей (возможно и больше, согласно другим источникам, 125 человек были убиты).

Старинная иллюстрация кровавой расправы (источник фото: Интернет)
Старинная иллюстрация кровавой расправы (источник фото: Интернет)

Но солдаты, высаженные на соседнем острове, не только не погибли, но и нашли провизию и воду. Они даже построили форт на своем острове. Иероним Корнелис, узнав об этом, отравился со своими людьми на расправу. Как раз в этот решающий момент и прибыло спасательное судно "Саардам", возглавляемое Фрациско Пелсартом.

Остатки форта, построенного солдатами, на одном из соседних островов: современное фото (источник: Интернет)
Остатки форта, построенного солдатами, на одном из соседних островов: современное фото (источник: Интернет)

После короткого боя объединенные силы Пелсарта и верных ему солдат, оставшихся на острове, разбили мятежников Корнелиса, суд над которыми был устроен тут же на острове. Иероним Корнелис и еще семь бунтовщиков были повешены. Остальных мятежников доставили в Батавию, где губернатор, рассмотрев дело, вынес большинству из них смертный приговор.

Команде "Саардама" также удалось поднять с морского дна 10 из 12 сундуков с серебряными моментами. А роковая участь "Батавии" стала широко известна благодаря опубликованным в 1647 году запискам самого Франциско Пелсарта "Несчастливое путешествие судна "Батавия"".

Серебряные монеты, поднятые со дна с затонувшей "Батавии" (источник фото: Интернет)
Серебряные монеты, поднятые со дна с затонувшей "Батавии" (источник фото: Интернет)

На несколько сотен лет история "Батавии" забылась, пока в 1963 году австралийский рыбак Дэвид Джонсон не заметил на дне старинный якорь, когда ставил ловушки на омаров.

Фрагмент корпуса «Батавии», поднятый со дна (источник фото: Интернет)
Фрагмент корпуса «Батавии», поднятый со дна (источник фото: Интернет)

В 1970-1974 годах морским археологам из Австралии под руководством Джереми Грина удалось поднять на поверхность несколько пушек, якорь, другие предметы, а также фрагменты левого борта «Батавии». Также в ходе одной из экспедиций на остров Бикон были обнаружены многочисленные останки жертв Иеронима Корнелиса.

Останки одной из жертв Иеронима Корнелиса, по мнению ученых, принадлежавший подростку (источник фото: Интернет)
Останки одной из жертв Иеронима Корнелиса, по мнению ученых, принадлежавший подростку (источник фото: Интернет)

На морском дне возле острова Бикон по сей день все еще залегают два сундука с серебром с затонувшей "Батавии". А сам остров внесен в список Национального наследия Австралии.

Если история затонувшей "Батавии" у берегов острова Бикон Вам понравилась, то ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал "Имена Земли".