Найти тему
Звенимир

Слово о Владимире Меньшове

Владимир Меньшов - истинно русский человек. Необыкновенно преданный русскому народу, России. Он был этаким Ломоносовым, который до всего дошёл сам. Будучи родом из очень простой семьи, старался прилежно учиться в школе и окончил её с серебряной медалью. Много читал, самосовершенствовался и работал над своими недостатками.

Чем-то его судьба и заход в наше кино сродни шукшинскому. Только Шукшин приехал в 25 лет в Москву и сразу покорил приёмную комиссию - своей искренностью и прямолинейностью. А Меньшов только на актёрский факультет поступал четыре года (да еще и с режиссёрским намыкался). Даже трудно сказать почему на него всё же обратили внимание члены приёмной комиссии. Может тем, что он, здоровый мужик, читал "Муху-цокотуху" Чуковского. Когда же он окончил школу-студию МХАТ, то понял, что актёрство это не то чего желает его душа. Тогда Меньшов стал штурмовать режиссёрский факультет.

И тут судьба свела его с Михаилом Ильичом Роммом. Наверно он в нём увидел такой же шукшинский характер. Его внутреннюю силу и правду. Ведь Шукшин был его любимым учеником. Ромм взял В. Меньшова к себе. Правда не на курс, а придумал для него аспирантуру. Так аспирантом в кино и вошёл Владимир Меньшов. Может еще и поэтому прыгнул в итоге выше всех.

Долго Владимир Валентинович пробивался к режиссёрскому дебюту. Целых шесть лет. Снял подростковый фильм "Розыгрыш". Уже тогда стало ясно, что его режиссёрский почерк ни на кого не похож. А когда ему перевалило за сорок, стал снимать "Москва слезам не верит". Даже в самых радужных мечтаньях никто не мог предположить что фильм будет иметь такой оглушительный успех. Жаль, М.И. Ромм не дожил до оскароносной славы своего ученика.

-2

Меньшову все говорили, чтоб он не снимал эту не интересную историю. Ну, что в ней такого особенного. Три девицы приехали покорять Москву. Сюжет скучный - обычный манам-манам. Вере Алентовой категорически не понравился сценарий. Фильм снимался в атмосфере полного неверия, в то что из этого может что-то значительное получиться.

Играть главную героиню Катю Тихомирову, пережившую карьерный взлёт и предательство никто не хотел. Всем казалась эта роль неинтересной. Она не цепляла. А ведь Меньшов предлагал роль М. Тереховой, И. Купченко. И конечно, если бы они согласились, то у В. Алентовой не было бы никаких шансов. Но актрисы отказались. К тому же режиссёр Меньшов понимал, что его жена уже по возрастному цензу на пределе. Но получилось так, что жене пришлось выручать мужа. Никакого блата там и в помине не было. У Веры Алентовой в то время почти не было киношного опыта.

И после премьеры В. Меньшов получил приличные оплеухи от своих коллег и от критиков. Некоторые друзья-режиссёры говорили: "Такое кино мы все можем снять, но нам не позволяет это сделать хороший вкус". Но когда картина пошла в прокат, то выяснилось что это кино сильно зацепило людей. Очереди в кассы стояли за два квартала и в кинотеатры зрители ломали двери.

-3

Меньшов говорил: "Если ты делаешь божье дело, снимая кино, то всё тебе будет помогать". Наверно он делал богоугодное дело, потому что его картине сильно подфартило. И Брежневу на закрытом показе фильм понравился и у худсовета практически не было вопросов. Ну, разве что немного покоробили постельные сцены. Получился настоящий народный фильм.

И как потом выяснилось не просто наш народный, а еще и международный. Как рассказывала Вера Алентова, что лично для неё апофеозом удачи фильма стал момент, когда на презентации фильма в Анголе, после просмотра к ней подошла расчернущая негритянка с кольцом в носу, нежно обняла, и сказала: "Спасибо! Ваш фильм про меня".

Подфартило и с фильмом "Любовь и голуби". Любимейшая народная комедия очень не понравилась руководству кино. Они были недовольны алкогольными сценами. Дескать, слишком смачно пьют в фильме. И Меньшову направили какого-то режиссёра для перемонтажа. Фильм пол-года пролежал на полке. Меньшов отстоял свое детище и фильм пошёл без купюр в прокат.

Сам Меньшов в этой картине сыграл эпизод. Такой чубастый, первый парень на деревне. Именно таким он приезжал покорять Москву. Москва долго сопротивлялась но всё же покорилась ему. Он взял её упорством трудового человека непривыкшего отступать. Это было упорство шахтёра, водолаза, токаря. Именно эти три профессии освоил Меньшов до своей артистической деятельности: в Баку, Воркуте и Астрахани. Если уж он за что-то брался, то не отступал и бился до конца. Даже когда все вокруг были против. Он так же и за своей будущей женой ухаживал. Вера Алентова - это тоже его покорение, его победа, добытая добросовестным трудом. Такие же и его фильмы - трудовые.

-4

И актёры его любили. Потому что он снимал своё кино как-то по-особенному. Празднично, весело, живо, с большим чувством и любовью. И за актёров бился. За Ханаеву, за Гурченко, и за других. А как он смог уговорить и убедить ленинградских звёзд сцены, интеллигентнейших Сергея Юрского и Наталью Тенякову сыграть такие нетривиальные роли - одному ему известно. Никогда они не играли в кино с таким энтузиазмом и страстью.

Как жаль, что теперь такое кино уже никто не снимет. Никто не устроит людям такой праздник. Вместе с Владимиром Валентиновичем ушла от нас какая-то только ему ведомая чудотворная тайна. Он унёс с собой ключи от душевного, человеческого кино.

Он и актёром был удивительно органичным. Как вспоминали многие его коллеги-актёры - быть с Меньшовым в кадре всё равно что с ребёнком или животным. Он не терпел фальши и наигранности. И задавал такой уровень правдивости, что партнёрам было непросто. Почитай все 100 ролей его в кино были именно такие. Правдивые и честные.

Всю жизнь Владимир Меньшов прошагал как с горбом со своим талантом. Не принимался большой частью эстетов и любителей изящных словоблудий. Зато не лгал. Ни в чём. Никогда. И своей уникальной киношной мифологией поднимал нас и будил в нас народную душу. Таким его и запомним.

-5