Найти в Дзене
Школа О

«Школа без учителя» - проект, который исчез не появившись.

В недалеком 2019 году пребывая на курсах повышения квалификации, я впервые столкнулся с упоминанием о новом проекте. Министерство образования лоббировало новую идею. Она вплывала - то в статьях, то в приказах о конкурсах.

Что же должен был представлять из себя проект «Школа без учителя»? (кстати название встречались разные, но концепция не менялась). Формируется базисная школа (в ней учителя будут) и школы-спутники (в них от учителей избавлялись). Из всех учителей планировалось отобрать лучших. Всех лучших их собрать в базовые школы. В классах установить камеры. Учитель ведет урок в своем классе, а трансляция расширяет класс до бесконечных размеров. Таким образом, появляется прекрасная возможность решить проблему с дефицитом кадров и одинаковым уровнем обучения. Какая прекрасная идея. Один учитель ведет урок в своем классе (за что собственно и получает заработную плату), а на удаленной связи с ним находится еще десяток классов. Отлично – минус десяток вакансий, на которые не могли найти специалистов. Да и ФГОС подразумевает лишь сопроводительную функцию для учителя. Если уж мы больше не требуем от учителя учить, то онлайн трансляция вполне может заменить его. Такой метод обучения, согласно проекту, был бы применен с 5-6 класса. Дети за время обучения в начальной школе уже научились самому главному – учиться. Значит - роль учителя в среднем звене обучения минимальна.

Что получает государство:

1. Необходимое количество учителей уменьшается в разы. Дефицита кадров нет.

2. Сокращение учителей освобождает фонд заработной платы. Теперь можно платить одному человеку, вместо десятка. Администрацию, то же можно подсократить.

3. Классы можно укрупнить.

Шероховатости оставались.

1. Все школы проекта должны иметь единый учебный план.

2. Учебники и программы станут едиными.

3. Расписание должно совпадать.

4. Материально техническая база, должна быть на достаточном уровне.

5. Проверка знаний. Один учитель не сможет физически проверить столько работ. Уж не говоря о методах передачи этих работ

6. Но главной ложкой дегтя для всей идеи становились дети. Ну не будут они толпой, сидеть в помещении без присмотра.

Учитель следит за дисциплиной (у кого-то получается, у кого-то нет). Что это значит? Нужен человек, который будет присматривать за детьми в классе. Бесплатно этого никто делать это не будет, а значит надо платить (государству такое в принципе не нравится). Мало того человек должен обладать познаниями в возрастной психологии, педагогике, иметь медицинский допуск. Конечно, можно было попробовать назначить родителей дежурить, но на это Министерство не пошло бы никогда.

Так вот: осенью 2019 году данный проект начал периодически всплывать. Наш регион «любит» инновации и тестирование методик. А потому - информационные вбросы напоминали моральную подготовку школ.

Но пришел 2020 год. Появилась куча проблем. Но проект не умер – он перешел в стадию теста. Думаю все учителя задавались вопросом: «Почему не окончили 2019/20 учебный год в апреле?». Ведь логичней было бы перенести материал на новый учебный год, а в школах начать летние каникулы. Начали бы следующий учебный год раньше, поправили б календарное и программы. И так малой кровью прошли проблемный период. Но вместо этого, вся страна переходит на удаленное обучение. Падение учебных платформ в первые недели из-за перегрузок. Отсутствие алгоритма действий (методически рекомендации пришли через месяц), и все прочие проблемы превратили удаленку в систему «Кто во что горазд». К примеру нам на первой неделе запретили использовать социальные сети для информирования детей, а на второй обязали ими пользоваться. Одним словом - бардак.

Но вернемся к проекту. Удаленка стала прекрасной платформой для теста «Школы без учителя». Эдакие полевые испытания. Дети удаленно от учителя получают знания. Главный принцип проекта во всей красе. Учителя протестировали все из возможных систем работы, да еще и проанализировали их. Родители вынесли свои выводы и выплеснули негатив в массы. И вот год закончился.

В новом учебном году школы столкнулись с осенним ВПР. Понятно, что целью этого ВПР было доказать, что и без учителя школа сможет существовать, что уровень знаний не упадет. Если проверочные работы дали бы результаты не сильно отличающиеся от обычных, то проект можно запускать. Но…

ВПР показал неутешительные результаты. Что поставило крест на идее школы без учителя. Учителям запретили в анализе результатов проверочных работ ссылаться на удаленку (по крайней мере у нас).

Что примечательно – даже при более плохих эпидемиологических условиях такого массового удаленного обучения, как весной 2020 года, мы не увидели. А проект исчез и больше не упоминался. Но что-то я сомневаюсь, что он не вернется.