Андрей Правов
В первые дни июля заметно осложнилась обстановка на границе между Литвой и Белоруссией. Литовская сторона жалуется на серьезное увеличение числа беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, приникающих в страну из Белоруссии. Согласно таким утверждениям, Минск уже полностью прекратил сдерживать поток нелегалов и даже, напротив, приложил определенные усилия для его роста.
Литовцы даже указывают, что белорусские власти якобы делают на беженцах определенный бизнес. То есть, по утверждению Вильнюса, они берут с арабов и африканцев более чем по одной тысячи евро за возможность пересечения границы с Литвой, и тем самым оказаться на территории Евросоюза. При этом очень многие молодые беженцы указывают на то, что они, дескать, являлись студентами университета в Гродно, подверглись там преследованиям и именно поэтому решили искать убежище в ЕС.
По информации с литовский стороны в последнее время даже несколько изменился состав беженцев. Если до наступления лета в основной массе это были выходцы из стран Ближнего Востока, то теперь среди них появилось множество представителей даже не Северной, а Центральной Африки. Так в начале июля большинство прибывших из Белоруссии в Литву составили граждане Республики Конго, Гамбии, Гвинеи, Мали и Сенегала. При этом число выходцев из стран Ближнего Востока также не уменьшилось. В основной массе это представители Сирии, Ирака и Ирана.
Всего, по данным Европейского пограничного агентства (Frontex), в июле белорусско-литовскую границу ежедневно пересекают свыше ста мигрантов. То есть за первую неделю месяца зафиксировано более 800 таких случаев. Между тем за весь 2020 год таких переходов границы беженцами было зафиксировано всего 80. Таким образом, по мнению литовцев, речь идет о лавинообразном обострении ситуации.
Что же произошло? Согласно опять же объяснениям литовской стороны, поток беженцев из Белоруссии якобы является «политическим оружием» президента Александра Лукашенко. Во всяком случае именно так охарактеризовал происходящее президент Литвы Гитанас Неуседа во время его недавнего визита в Польшу.
Все, дескать, началось после решения Евросоюза о введении санкций против Минска. Сначала – по итогам президентских выборов, а затем после посадки в аэропорту Минска самолета авиакомпании Ryanair и задержания бывшего главного редактора телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко сразу же назвал подобные санкции со стороны Запада «шантажом в международном масштабе». А министр иностранных дел страны Владимир Макей указал, что данные меры представляют собой бесцеремонные попытки устранить экономических конкурентов и «наложить лапу» на ресурсы России и Белоруссии.
Говоря же о предшествовавших санкциям событиям в Минске, глава белорусского МИД выразился совершенно определенно. «Я думаю, - заявил он в недавнем интервью телеканалу RT, - что цель состояла в том – я имею в виду цель тех, кто организовывал соответствующие действия в Белоруссии – состояла в том, чтобы создать здесь вторую Украину. Поэтому было намного жарче и намного горячее. И затем перенести этот опыт на Россию. Потому что сегодня цель даже не в первую очередь Белоруссия, а цель – Россия. Почему? Потому что Россия сегодня превращается на наших глазах в такую мощную мировую державу».
Надо сказать, что подобные слова представителя властей Минска вызвали определенную тревогу на Западе, в том числе в ЕС. Там сейчас все чаще высказывается упрек в адрес радикально настроенных против России сил, прежде всего ряда политиков в молодых восточноевропейских государствах Евросоюза, приложивших немалые усилия для «разжигания страстей» в Белоруссии летом прошлого года.
К чему мы пришли? – все чаще задаются вопросом в Брюсселе. К тому, что Минск стал еще ближе к Москве? К тому, что нынешние белорусские власти не видят для себя иного пути, как тесное экономическое и политическое сотрудничество с Россией?
Сейчас в ЕС с определенной нервозностью воспринимают все чаще звучащие в Минске высказывания в пользу организации авиаперелетов из столицы Белоруссии в Крым. А что делать? – вопрошают в ЕС. Мы, дескать, сами применили санкции против белорусской компании БЕЛАВИА. Запретили ее самолетам полеты в страны Евросоюза и даже в ряде случаев пролеты над ними. Компания ищет новые рынки. Летает в Россию, скоро возможно полетит в Крым.
И делается вывод – во всем, дескать, виноваты неграмотные политики из стран Восточной Европы. В плену своей «воинственной русофобии» они, дескать, совершают одну ошибку за другой. А при этом страдают интересы «классической Европы» в лице Германии, Франции, Италии и других стран.
Вот и сейчас, иной раз доводится слышать от представителей разумных сил в Брюсселе, что своими решениями о санкциях против Минска ЕС снова «загоняет себя в угол» с ситуацией на границе между Белоруссией и Литвой. Что делать?
Официальный запрос о помощи Вильнюс направил в Брюссель еще в минувшую субботу, 10 июля. В ответ Европейское пограничное агентство (Frontex) выступило с заявлением о проведении срочной операции на границе Литвы и Белоруссии.
«Я решил провести быстрое пограничное вмешательство для укрепления внешней границы ЕС», - заявил исполнительный директор Frontex Фабрис Леггери. Согласно его заявлению, в Литву будут в срочном порядке направлены дополнительные силы пограничников, патрульные автомашины и сотрудники для проведения переговоров с мигрантами.
Поможет ли все это решить проблему? По многим оценкам вряд ли. Равно как и строительство проволочного забора на границе с Белоруссией, который, согласно информации из Вильнюса, начнет возводиться уже в ближайшее время.
Каким же может быть действенное решение? По многим оценкам, это налаживание более дружеских отношений между Вильнюсом и Минском, равно как и между Брюсселем и Минском. Ведь, как известно, сила действия равна силе противодействия. И наивно рассчитывать на то, что можно с высокомерной усмешкой вводить против кого-то экономические санкции и не получать неприятностей в ответ.
Нет, не случайно сегодня президент Белоруссии Александр Лукашенко громогласно заявил, что его страна больше не будет сдерживать поток ближневосточных и африканских беженцев в страны ЕС, подчеркнув, что из-за санкций Запада у Минска на это нет «ни денег, ни сил…»
Убирайте, господа, высокомерную усмешку с лица. За ваше бесцеремонное вмешательство в дела других стран вам может прилететь еще и не такая «ответка»…
А вы что думаете по этому поводу?