Найти тему
Пермские Истории

Тамара Давыдова: Они были первыми

В конце 1950-х - начале 1960-х годов люди восприняли телевидение как настоящее чудо, пришедшее к ним с голубых экранов. А для нас, тогдашних журналистов, кино- и телеоператоров, режиссеров, ассистентов, звукорежиссеров, отдавших этому чуду большую честь своей сознательной жизни, телевидение стало не просто уникальной в ту пору профессией или повседневной работой, оно стало судьбой!

Заместитель председателя комитета по телевидению и радиовещанию в 1980-х годах, Заслуженный работник культуры РСФСР Тамара Давыдова
Заместитель председателя комитета по телевидению и радиовещанию в 1980-х годах, Заслуженный работник культуры РСФСР Тамара Давыдова

Хочется вспомнить тех, кто первым ступил на необжитую телевизионную целину. В разные периоды пермскую студию возглавляли очень неординарные люди, яркие личности, без преувеличения - корифеи пермской журналистики: М.Г.Гуревич, Н.Н.Вагнер, К.М.Кузнецов, Н.Ф.Пичугин, А.М.Галанов. Все они обладали большим жизненным опытом и богатой творческой практикой.

Пермский журналист Моисей Григорьевич Гуревич. ГАПК. Фотофонд. Оп.62п. Д.4206.
Пермский журналист Моисей Григорьевич Гуревич. ГАПК. Фотофонд. Оп.62п. Д.4206.

Рядом с ними увлеченно приобщалась к «новому искусству» молодежь - в основном выпускники Пермского государственного университета: филологи, историки, юристы и даже биологи. Некоторые из них успели потрудиться в газетах, другие пришли сразу с вузовской скамьи. Почти в одно время стали сотрудниками Пермского ТВ Павел Эпштейн, Всеволод Шнайдер, Татьяна Чернова, Вера Шахова, Татьяна Кетегат, Галина Лебедева, Алексей Кононерский, Борис Климовских, Зоя Падас, Инга Бурдина, Галина Заугольникова и другие.

Татьяна Алексеевна Кетегат.
Татьяна Алексеевна Кетегат.

Сформировался крепкий костяк режиссеров - из бывших театральных, из актеров театра и кино. Это были М.П.Трунов, Л.И.Футлик, Л.М.Кощеников, Е.С.Риттенберг. Их талант, профессионализм, высочайшая культура достойны преклонения.

Лев Иудович Футлик
Лев Иудович Футлик

Прибыли в Пермь молодые специалисты, окончившие Московский ГИТИС, - Владимир и Валентина Барановы (В.Баранова ныне Соколова). Ядро операторского цеха составили работники Свердловского телевидения, которое щедро поделилось с Пермью своими специалистами.

Первыми за телекамеры встали А.Гробов, Л.Ямпольский, П.Баталов, Б.Кремлев. Всем им выпало счастье быть первыми, создавать наше Пермское телевидение. И главным для них в ту пору было самоотверженное освоение сложной техники, поиск и открытие художественно-изобразительных средств голубого экрана, определение своего стиля, места Пермского ТВ в системе общесоюзного телевидения.

Павел Матвеевич Эпштейн
Павел Матвеевич Эпштейн

Надо отметить, что конец 1950-х годов ознаменовался открытием множества местных (сейчас бы сказали - региональных!) телестудий. И все они начинали, что называется, с нуля.

Пермское ТВ очень скоро завоевало признание у коллег с Центрального телевидения, ибо весьма активно выступало первооткрывателем новых телевизионных форм и жанров.

Идет обсуждение сценария М.Заплатана (он стоит слева, в центре Т.И.Давыдова)
Идет обсуждение сценария М.Заплатана (он стоит слева, в центре Т.И.Давыдова)

Так, в 1960 году на пермском экране появилась телегазета «С объективом по родному краю». Само понятие «телевизионная газета» многим показалось абсурдным. Можно ли вот так запросто соединить экранность и сугубо газетные жанры, газетный стиль? Не пошли ли бывшие журналисты-газетчики по облегченному пути, перенеся уже все знакомое и освоенное ими на телеэкран? Но минуло время, и стало очевидно, что этот симбиоз таит в себе широчайшие творческие возможности в использовании таких, казалось бы, сугубо газетных жанров, как информация, очерк, зарисовка, комментарий, интервью, фельетон.

-7

Телегазету сразу приняли зрители. А затем она была показана по Центральному телевидению. В ту пору о радиорелейных линиях мы и не мечтали. И чтобы показать свое детище всей стране, каждая студия должна была отправиться в столицу и вещать непосредственно оттуда.

Причем, живьем. Видеозапись еще только снилась творцам телевизионной техники.

Хорошо помню мартовский день 1961 года, когда я впервые пришла на студию. Первой, кого встретила в коридоре, была Татьяна Чернова - один из редакторов телегазеты. Татьяна держала в руках кипу еще не высохших, свеженьких фотоснимков. Пробегая мимо, она бросила на ходу: «Некогда, некогда!.. Очень спешу... Едем в Москву!»

Татьяна Петровна Чернова
Татьяна Петровна Чернова

Москва устраивала смотр коллегам из провинции. И высоко оценила первые творческие опыты пермяков, вручив им диплом за удачно найденную форму подачи информационного материала.

Позднее свои телегазеты появились и на других региональных студиях. Возможно, есть здесь заслуга и пермяков, которые были первыми. Впрочем, схожие идеи в ту пору просто носились в воздухе. Время было такое - пионерства, исканий, экспериментов. А наша телегазета, уже как ежедневная информационная программа под названием «Прикамье вечернее», просуществовала в эфире 25 лет. И большую часть этого времени бессменным ее редактором был Павел Матвеевич Эпштейн, сумевший создать сильную, творчески активную, сплоченную команду охотников за новостями.

Наверное, немало еще людей помнят те времена, когда «Голубой огонек» - всенародно любимая передача - собирал в конце недели и по праздникам у телеэкрана не только семьи, но и целые коммунальные квартиры и даже трудовые коллективы. В эти часы пустели улицы и транспорт. Города и веси, как по мановению чудодейственного жезла, превращались в единый зрительный зал.

Но Пермь была одним из первых городов Союза, кому Центральное телевидение предложило самостоятельно подготовить очередную программу «Голубого огонька».

На это предложение с энтузиазмом откликнулся не только творческий состав нашей студии, но и все творческие силы Перми: театры, самодеятельные музыкальные и хореографические коллективы, эстрада, местные композиторы и поэты.

Каменский Н.М. и Завьялов Г.Г. на передаче "Голубой огонек". Пермь. 1967. ГАПК Фотофонд. Оп.29п. Д.228.
Каменский Н.М. и Завьялов Г.Г. на передаче "Голубой огонек". Пермь. 1967. ГАПК Фотофонд. Оп.29п. Д.228.

Сценарий написал молодой в ту пору литератор, завуч школы рабочей молодежи Феликс Бобков. Режиссуру осуществлял Лев Футлик. Но работы на студии хватало всем. Готовились оригинальные декорации, записывались фонограммы, шли репетиции актеров, исполнителей музыкальных и хореографических номеров, приглашались знаменитые пермяки.

Наконец многомесячная работа была завершена: пермский «Голубой огонек» с успехом вышел на экраны всей страны. А доверие ЦТ к пермской студии необычайно возросло.

Воспоминания опубликованы в сборнике "Телевидение - судьба моя" (Пермь,2013).