Найти тему
Обезьянообразные

«Чернила и пернила». Знаменитые актерские оговорочки на сцене

Наверное, со многими случались истории, когда человек случайно заговаривался. Путал местами слова или отдельные слоги. Это и в жизни довольно смешно, а на сцене, где обострены все эмоции и чувства, маленькая оговорка способна вызвать гомерический хохот и даже остановить спектакль.

Евгений Евстигнеев всегда считался самым органичным и правдивым актером. Коллеги очень ценили его талант. И всегда с удовольствием наблюдали за игрой мастера.

Но, однажды случилось то, чего никто никак не ожидал. В Советское время пьесы патриотической направленности были обязательными постановками в каждом театре. Игрались они, как правило, на таком здоровом коммунистическом пафосе. Ни о каких шуточках или розыгрышах не могло быть и речи.

На сцене шла пьеса Михаила Шатрова «Большевики». В которой была сцена покушения на Ленина. Как известно, в вождя мирового пролетариата стреляла Фанни Каплан, причем отравленными пулями. Сцена была выстроена так – за кулисами в условном кабинете лежал умирающий Владимир Ильич. А на сцене его соратники решали, что делать, если Ильич умрет? Как не растерять достижения молодой советской страны, за которую уже было пролито много крови.

-2

У Евстигнеева была роль старого большевика, которому доверили находиться рядом с угасающим вождем и, когда положение становилось особенно критичным, он должен был выйти на сцену к соратникам и сообщить об ухудшении состояния Ленина.

Естественно, когда актер вышел на сцену, все замолчали, в глазах читался немой вопрос – что с Ильичом? Обычно Евстигнеев выдерживал скорбную паузу и проникновенно произносил одну фразу:

- У Ленина лоб желтый… восковой…

И всем становилось понятно, что кончина неизбежна. Все проникались и молча отыгрывали это известие.

На одном из спектаклей актер как обычно вышел к товарищам, выдержал паузу и неожиданно произнес голосом, полным трагизма:

- У Ленина жоп желтый…

Спектакль пришлось приостановить и закрыть занавес, чтобы зритель не видел большевиков, согнувшихся пополам от смеха и расползающихся за кулисы.

***

Эта оговорка случилась с актером Александринского театра и стала настоящей легендой на целое столетие.

В конце 19-го – начале 20-века знаменитый актер Александринки Василий Пантелеймонович Далматов попал сам с собой в словесную путаницу. Он играл важного вельможу и должен был сказать слуге простую фразу:

- Подай мне перо и чернила!

Василий Далматов
Василий Далматов

Что в тот вечер напало на актера, но из его уст сначала вырвалось:

- Подай перна и черна! Тьфу! Чернила и пернила! О, Господи! Черно и перно! Да подайте уже мне то, чем пишут!

Зрители в зале от смеха стали сползать с кресел.

***

Но самой гомерической словесной путаницей стала фраза актера Таганки Рамзеса Джабраилова.

В спектакле «Товарищ, верь!» основанном на письмах Александра Пушкина Юрий Любимов придумал такой ход – Пушкиных разного возраста будет четыре. И они по очереди станут появляться из многочисленных дверок и оконцев большой кибитки, стоявшей посередине сцены.

Сцена из спектакля "Товарищ, верь!"
Сцена из спектакля "Товарищ, верь!"

И вот пришла очередь Рамзеса. Он должен был открыть окошко и произнести такой текст:

- На крыльях вымысла носимый ум улетал за край земли!

Но, у актера получилось следующее:

- На крыльях вынесла… мосиный … ун уметал… закрал.. Закрыл!

Поняв, что уже никак не выгребет из этой фразы, актер просто махнул рукой и захлопнул с досадой свою створку.

Зрители несколько минут наблюдали кибитку, сотрясаемую смехом остальных Пушкиных. Наконец, поэты, осознав, что не могут остановить смех, чтобы продолжить спектакль, стали просто открывать свои дверки, выскакивать и убегать дохохатывать за кулисы.

Спасибо, что дочитали до конца. Пишите комментарии.

Понравилась статья? Ставьте лайк.

Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал.

Ссылки на другие байки тут.