Найти тему
Patent.Lab

Сильный личный бренд, нужна ли регистрация?

Автор статьи Карен Мусаелян
Автор статьи Карен Мусаелян

С учетом быстрорастущего интереса общества к построению, развитию и масштабированию личного бренда встают вопросы о защите и регистрации.

  • Преимущества личного бренда – проще развивать, с ним потребителю проще себя ассоциировать. Кроме того, у тех, кто построил личный бренд (а это в первую очередь спортсмены, артисты, блогеры и иные деятели шоу-бизнеса, политики и культуры), как правило, аудитория поклонников и фанатов.

Сотрудничество с бизнесом помогает дальше развивать и популяризировать личный бренд. Личный бренд приносит доходы, а ядро личного бренда составляют имя и псевдоним гражданина.

Поскольку в качестве личного бренда граждане используют имя и фамилию, а также псевдоним (вымышленное имя), то законом предусмотрено два способа защиты: через механизм использования личного имени и псевдонима в творчестве и бизнесе, что предусмотрено статьёй 19 ГК РФ, а также зарегистрировав личный бренд в качестве товарного знака в Роспатенте.

Стоит отменить, что псевдоним в качестве личного бренда используется ничуть не меньше, чем личное имя. Например, в качестве товарных знаков зарегистрированы псевдонимы известных артистов. Очень часто широкой общественности даже не известно настоящее имя артиста: Егора Крида, зовут Егор Николаевич Булаткин, Элджей – Алексей Николаевич Узенюк, Pharaoh (Фараона) – Глеб Геннадьевич Голубин, Oxxxymiron — Мирон Янович Фёдоров и т.д.

Различия между способами в первую очередь в правовой природе имя и псевдоним – это личные неотчуждаемые блага гражданина, а товарный знак – это обозначение, индивидуализирующее товары, работы и услуги. Соответственно права на имя и псевдоним возникают у гражданина по факту использования, и не требуют соблюдения формальностей (кроме разве что получения паспорта при рождении), а вот для получения товарного знака заявитель обращается в Роспатент.

Соответственно сильный личный бренд гражданина защищается по факту приобретения популярности. При этом сложности возникнут у граждан с сильным личным брендом, но с маленькой аудиторией. В таком случае регистрация личного бренда в качестве товарного знака будет надёжным вариантом. Помимо этого, регистрация товарного знака даёт больше преимуществ – дополнительные механизмы судебной и административной защиты, а также способы коммерциализации.

  • При этом эти способы не взаимоисключающие – даже наоборот, граждане, у которых сильный личный бренд, помимо имеющегося у них права на имя, в обязательном порядке имя и псевдоним регистрируют также в качестве товарного знака. Получается, что личный бренд защищается двумя способами, что уменьшает посягательства на незаконное использование личного бренда. А в дальнейшем это позволяет расширять и масштабировать бизнес.
Среди ярких примеров такого использования имени в бизнесе – это предприниматели Тиньков и Рыбаков.

В заключение стоит отметить, что на практике медийные граждане используют оба способа защиты личного бренда и в обязательном порядке регистрируют товарный знак. А использование нематериальных активов в бизнесе и творческой деятельности – один из лучших способов масштабироваться и развиваться.

Автор статьи: Карен Мусаелян, патентный поверенный РФ, юрист, эксперт по защите личного бренда. Основатель и старший партнёр юридической компании Patent.Lab

Лайк, подписка)

-2