Найти тему
Газета Солидарность

В частном детском саду: о подготовке дошколят, свободе и будущем

Оглавление
Фото: Вадим Попов / "Солидарность"
Фото: Вадим Попов / "Солидарность"

О работе воспитателя детского сада нередко судят как о малоквалифицированном труде, по принципу “Чего там уметь? Носы вытирать?”. В разговоре о частном детском саде к этому добавляется оттенок недоверия к программам и методикам, отличающимся от “проверенных временем”. Рассказать о нюансах профессии мы попросили специалиста с многолетним опытом.

СУДЬБА И ПРОФЕССИЯ

Ирине Кисленко 53 года. С 2008 года она работает воспитателем в частном детском саду. В 18 лет Ирина уехала из Казахстана и поступила в Томский государственный университет на философский факультет, став по его окончании преподавателем философии. Позднее окончила Российский государственный социальный университет по специальности “социальная работа”. Ирина преподавала в лицее в Бийске (Алтайский край), в одном из столичных колледжей, но изменило все рождение дочери.

Не очень удачный опыт с детским садом, который посещал ее старший сын, натолкнул Ирину на мысль подыскать для дочери сад, который был бы “уютным и не казенным”. Поиски привели ее в один из государственных детских садов Москвы, где работа с детьми велась по системе вальдорфской педагогики.

- Дочка ходила в этот детский сад четыре года, и потом пошла в школу, а я не смогла уйти, - рассказывает Ирина. - Мне было там так тепло и хорошо, что я решила сменить профессию.

По словам Ирины, это не редкость: около 80% ее коллег пришли на эту работу вслед за своими детьми. Сначала Ирина Кисленко устроилась няней, наблюдала за опытными коллегами. Потом поступила на трехгодичный Вальдорфский дошкольный семинар, где готовят воспитателей для садов, работающих по этой системе. С августа 2015 года Ирина стала воспитателем в частном детском саду автономной некоммерческой организации “Средняя общеобразовательная школа “Путь зерна”, которая включает школу с обучением с 1 по 11 класс и четыре группы детского сада.

ДРУГОЙ ДЕТСКИЙ САД

Авторство вальдорфской педагогики принадлежит австрийскому ученому Рудольфу Штайнеру, создавшего ее на рубеже XIX и XX веков. Среди ее особенностей - уважение к ребенку как к личности и отказ от его форсированного интеллектуального развития.

- До семи лет ребенку надо подготовить организм для обучения в школе, - убеждена Ирина. - Для этого не надо загружать ребенку голову и “развивать” его, обучая иностранным языкам с четырех лет. Ему нужно много играть, двигаться и прожить социальный опыт, который станет основой его успешности в школе: научиться и уступать, и уважать чужое мнение, и отстаивать свое.

По словам Ирины, базовый принцип прост: “мир добр”. Все, с чем встречается ребенок до семи лет, должно быть исполнено любви, красоты и доброты. Для детей в этой системе есть только три основных “нельзя”: наносить вред себе, вредить другим, наносить вред окружающему. В вальдорфском саду любой предмет, кроме посуды и небольшого шкафчика, где лежат вещи воспитателей, можно использовать для игры. При этом все, что окружает детей, сделано из натуральных материалов - от игрушек до деревянной мебели. Еще одно отличие - принцип семьи: в каждой группе поровну младших, средних и старших детей в возрасте от 3,5 до семи лет. Сегодня не у всех ребят есть братья и сестры, а в саду малыш может почувствовать себя старшим, помогая младшим. Испытав эту заботу на себе, с возрастом он сам сможет позаботиться о тех, кто младше его.

После детского сада ребенок может получать образование как в специализированной школе, использующей вальдорфскую методику, так и в обычной средней школе.

СВОБОДНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ

По мнению Ирины, в частном детском саду, где она работает, у педагога больше свободы. Так, здесь нет привычных отдельных музыкальных или физкультурных занятий.

- У нас все это происходит вместе, в виде музыкально-ритмической игры, - рассказывает педагог. - В ней мы и поем, и прыгаем, и изображаем животных. Такое комплексное образование позволяет нам решить и музыкально-эстетические задачи, и задачи двигательной активности.

Также в государственном детском саду было бы немыслимо готовить вместе с детьми - скажем, сообща резать винегрет. Или, например, осенью воспитатели вместе с детьми обмолачивают чурбачками запасенные с лета колосья, мелют на ручной мельнице муку и пекут хлеб. Надо ли говорить, что в обычном детсаду ребенок может все это увидеть только на картинках?

ТРУД И ДЕНЬГИ

В детском саду “Путь зерна” четыре группы. Две - короткого дня, где дети находятся до обеда, и две группы - полного. Дорога до работы занимает 40 минут. В группе Ирины сейчас 19 детей. В основном она работает в первой половине дня: приходит к 7:45, чтобы настроиться и приготовиться к приходу детей с 8:00 до 8:15, а заканчивает в 15 часов, когда дети уже в спальне и с ними остается педагог второй половины дня (его рабочий день длится с 11 до 17 часов, когда родители забирают детей). Обедают воспитатели вместе с детьми за общим столом.

- В государственном детском саду вальдорфской методики у меня была зарплата около 50 тысяч рублей, - рассказывает воспитатель. - Здесь я работаю уже почти шесть лет - зарплата “40 тысяч плюс”. Все зависит от того, сколько мы взяли детей. В этом году на нас повлияла пандемия - недобор: многие, кто планировал к нам прийти, так и не решились, оставшись дома.

КОЛЛЕГИЯ ВМЕСТО ПРОФСОЮЗА

Профсоюза на нынешнем месте работы Ирины Кисленко нет. По ее словам, когда она работала в государственном детском саду, там профсоюз был, но никакими делами не запомнился.

- Здесь у нас нет профсоюза, но есть содружество педагогов вальдорфских детских садов, - говорит педагог. - Там обычно решаются задачи просветительского и образовательного характера. Но в нашей организации есть коллегия, куда входят все педагоги детского сада. Когда я пришла сюда работать, я рассказывала о себе на собрании коллегии, и именно коллегия, а не директор, принимала решение о моем приеме на работу.

Возникшие трудности, например с родителями, можно разрешить на собрании коллегии педагогов группы, а если не удалось, то этим занимается коллегия детского сада.

СЕКРЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Как рассказывает Ирина Кисленко, одно из самых важных для воспитателя умений - сохранять внутреннее спокойствие при любых обстоятельствах, это залог спокойного поведения детей. Другой секрет - концентрация на рабочем процессе:

- Если во время работы я не буду полностью включена всем своим существом в то, что сейчас происходит между мной и детьми, между мной и коллегами, то что-то не будет получаться так, как бы я хотела, - объясняет воспитатель.

По словам Ирины, она читает много сказок: и для удовольствия, и потому, что это положено воспитательнице - у детей образное мышление, и сказки помогают погружаться в их образный мир.

- И еще надо учиться отдыхать, уметь “выйти” из группы и все происходившее за день оставить там, - подчеркивает педагог.

КАРЬЕРА И ПРИЗВАНИЕ

О работе воспитателя детсада Ирина предпочитает говорить не столько как о промежуточной стадии карьеры педагога, сколько как об этапе развития профессионала:

- Есть воспитатели, которые после лет десяти в саду чувствуют в себе потенциал и решают пойти дальше, поработать с детьми постарше, взять класс. В вальдорфской школе есть понятие “классный учитель” - он берет первый класс и вплоть до седьмого ведет все предметы, возможно, кроме иностранного языка. Он и педагог, и воспитатель. Я не назвала бы это ступенькой карьерной лестницы, просто нужно решать другие задачи, содержательно более сложные: объем информации, которым нужно владеть и передавать старшим детям, куда выше.

Есть и еще одна ступень. В странах, где вальдорфская педагогика развивается много лет, коллеги Ирины, основываясь на своем практическом опыте, пишут труды по педагогике и становятся преподавателями различных вальдорфских семинаров. Ирина Кисленко на вопрос о возможностях для дальнейшей карьеры отвечает с улыбкой:

- Я не карьерист. Важно чувствовать радость от своей жизни, а не достижений, хотя они тоже важны. Для меня радость - когда бывшему трудному ребенку пора уходить из сада, и я вижу, каким он стал: крепким и поборовшим свои слабости. И я тоже к этому руку приложила. Значит, я делаю что-то хорошее для этого мира. В руках воспитателей будущее. Эти дети, когда вырастут, будут определять нашу жизнь. Социальные достижения не очень меня интересуют, важнее осознание того, что все сделанное - не зря.

Вадим Попов, журналист газеты "Солидарность"

-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org