Найти тему
Шахтёр

Эх, вернуться бы в далёкое детство!

Я довольно часто в своих публикациях вспоминаю истории из детства. Хотелось бы вернуться в далёкие годы, окунуться в беззаботные времена, исправить ошибки молодости, коих нагородил немало. Но, увы, машина времени существует только в кино и грёзах, повернуть реальную жизнь вспять никому и никогда не получится.

Однако было время, когда хотелось поскорее вырасти и, невзирая на запреты родителей, досыта объесться мороженым. Любимым было в вафельном стаканчике. Частенько вместо вафельного был бумажный стаканчик, впридачу к такому мороженому прилагалась деревянная палочка. Сверху на мороженое пришлёпывалась бумажка с названием; по детской шалости лепили мы их куда ни попадя. Были брикеты с двумя вафлями с двух сторон, изредка привозили брикеты в шоколадной глазури (без вафель). Ну и уж совсем редко в наших краях появлялось эскимо на палочке. Раскупалось оно быстро, стоило сущие копейки и не всегда успевали его купить. Шоколадное мороженое в стаканчике я не любил и если когда и покупал, то без особого восторга.

Попав в Москву в 1980-м году вскоре после Олимпиады я беззаботно ходил от одного ларька «Мороженое» к другому, покупал всякий раз разные сорта и наедался. Самым вкусным мне показалось мороженое за 48 копеек – не помню как называлось, но цена почему-то отпечаталась в памяти. Это был единственный день в моей жизни, когда мороженого объелся до отвала. День стоял жаркий, проблем с горлом не было. В последующие годы желания накупить всякого-превсякого мороженого уже не возникало. Наверно, в юности наелся. Хотя и сейчас порой не прочь побаловать себя стаканчиком холодного лакомства.

Фото из домашнего архива. 1980 год. После поездки в Москву.
Фото из домашнего архива. 1980 год. После поездки в Москву.

В детстве всегда притягивали взор киноафиши с пометкой «После 18 лет». Шли на хитрость – просили кого-то из взрослых купить билеты, но вахтёрша на входе чутко бдила возрастной ценз и разворачивала нас, шпану, не солоно хлебавши обратно на улицу. Билеты пропали, деньги потрачены зря. Лучше бы мороженого с газировкой купили. А впоследствии смотрел фильмы «После 18 лет», на советских киноэкранах особо-то и не было ничего. Ну мелькнёт иногда на мгновение ока открытая женская грудь. И всё! А кино с «клубничкой» смотрели уже много позже дома на видеокассетах.

В детстве на лимонад мы деньги зарабатывали сами. По подворотням собирали пустые бутылки, отмывали их от грязи и сдавали в пункте приёма стеклопосуды по 12 копеек за штуку. Обычно были либо Дюшес, либо Буратино. В третьем тысячелетии покупал и тот, и другой лимонад в пластиковой таре, но, на мой взгляд, вкус уже не тот. Изредка у нас в продаже появлялись другие газировки – Вишнёвый (очень вкусный), Колокольчик, Тархун, Байкал, Крем-сода (не особо нравился, хотя вкус весьма необычный).

Не забуду беляши у нас на конечной остановке автобусов! С мясом – 16 копеек, с рыбой – 11 копеек. Их жарили тут же на твоих глазах в огромном противне. Порой приходилось ждать в очереди, пока будет готова очередная порция беляшей. Продавщица отрывала кусок широкой бумажной ленты и вкладывала в неё беляш. Только что с плиты, горячий, руки жжёт! Раздували щёки, сильно-сильно дули на него, откусывали маленькими кусочками, жадно вдыхая воздух чтобы ещё и во рту чуточку остудить выпечку. И смотрели, чтобы жир из сочного беляша случайно не вытек и обмазюкал одежду.

Неоднократно покупал беляши в наше время. Да, вкусные – особенно на голодный желудок. Однако они не идут ни в какое сравнение с беляшами из советского прошлого. Пробовал сам пожарить беляши. Но что-то я делал не так и вместо беляшей получались пирожки с мясом. Не то, хотя и сытно.

Очень хотелось бы вновь очутиться в детстве 24 июля 1975 года и исправить роковую ошибку. В последующей жизни тот день напрочь перечеркнул мне дорогу в небо, а страшные отметины на теле со мной остались навсегда. Помню буквально всё в мельчайших подробностях, за исключением одного момента длительностью всего в одну-две секунды – не помню, как опрокинул на себя консервную банку с горящим бензином. После десятого класса я подавал документы в военно-лётное училище, здоровье было отменное, но медкомиссия закрестила мою мечту из-за шрамов. И получилось довольно забавно: вместо того, чтобы подняться над Землёй, я наоборот спустился глубоко в её недра – стал шахтёром. Хотя неоднократно летал самолётами, в полётах ничего страшного не происходило. Как говорили врачи, в гражданских авиаперевозках нет больших перегрузок.

Фото автора. 1980 г. На этом снимке мой отец (крайний справа) моложе чем я сейчас.
Фото автора. 1980 г. На этом снимке мой отец (крайний справа) моложе чем я сейчас.

Про детство можно вспоминать бесконечно, в одной статье обо всё не расскажешь. Но, пожалуй, самое главное, чего сейчас очень не хватает, это вновь встретиться с родными людьми и друзьями детства, которых ныне уже нет в этом мире...

-4