Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

13 самых влиятельных хорроров в истории

Оглавление

Тема влияния важна в любом процессе, особенно это касается искусства, и кино - не исключение. Сегодня рассмотрим важнейших инфлюенсеров, как это принято сейчас называть, в истории жанра хоррор, которые повлияли на другие картины жанра, породили целый сонм последователей и изменили облик кино в целом.

Кабинет доктора Калигари

Фильм, недавно отметивший свой столетний юбилей, можно смело назвать главным инфлюенсером в кинематографе жанра хоррор, и одним из важнейших фильмов в истории кино вообще. Фильм был создан Робертом Вине по сценарию Ганса Яновица и Карла Майера, вложивших в картину размышления о безумии диктатуры, тематику легенды о големе и богатый жизненный опыт. "Кабинет доктора Калигари" положил начало эпохе немецкого экспрессионизма, впервые отобразив на экране измененные состояния человеческой психики через яркие художественные приёмы, включавшие искажения пространства, цветофильтры и другое - всё это было использовано впоследствии в фильмах-столпах жанра хоррор, таких как "Франкенштейн", "Носферату" и других. Знаменитый режиссер Фриц Ланг, автор "Метрополиса" также приложил руку к созданию, предложив прием закольцованности.

Носферату

Этот классический черной-белый фильм, также, как и "Кабинет доктора Калигари" был снят в Германии и тоже был немым - однако, это не помешало авторам без использования звуковых и графических эффектов снять картину, которая до сих пор остаётся одной из самых упоминаемых в списках наиболее пугающих и напряженных фильмов ужасов. Также авторам не помешало отсутствие авторских прав на историю о "Дракуле" - создатели поменяли имена, образы, и это стало отправной точкой для создания совсем другого кино - в чем-то куда более жуткого, чем "Дракула". Невероятные на тот момент грим и визуальные решения, перекочевавшие, как уже упоминалось, из "Кабинета доктора Калигари" вкупе с потрясающей игрой Макса Шрека сделали "Симфонию ужасов" одним из влиятельнейших фильмов в истории.

Психо

Альфред Хичкок совсем не напрасно держал в строгой тайне сюжет будущего фильма, а кроме того купил все доступные экземпляры одноименного романа Роберта Блоха - на момент выхода фильм просто поражал воображение, предложив не только мощный финальный твист, положивший начало целой плеяде подобных сценарных решений (которой нет конца и по сей день), но и никогда прежде не использовавшейся приём с гибелью главной героини в середине фильма. Кроме этих инноваций, фильм отмечается рядом визуальных находок (сцена в душе до сих пор остаётся одной из самых жутких и шокирующих), а также неординарного звукового сопровождения, грамотно вплетенного в механику фильма.

Франкенштейн

Фильм создавался под патронажем сына главы студии Universal, который выбивал продюсирование для фильмов жанра хоррор, видя в них перспективную нишу, команда, работавшая над картиной черпала вдохновение в проекте "Кабинет доктора Калигари", чей сюжет в чем-то перекликается с романом Мэри Шелли "Франкенштейн или современный Прометей". Смесь жанра ужасов с научной фантастикой, использование нестандартных визуальных приёмов (вы уже знаете, откуда они родом) и утверждение на роль харизматичного Бориса Карлоффа, пришедшего на смену Белле Лугоши дали вкупе уникальный проект, влияние которого невозможно переоценить не только в нише фильмов ужасов - образы Франкенштейна и горбатого помощника ученого стали культовыми в массовой культуре.

Экзорцист

Один из самых упоминаемых наряду с "Психо" фильмов ужасов от эпатажного режиссера Уильяма Фридкина, который, в отличие от коллеги Хичкока пользовался более жёсткими маркетинговыми ходами, нежели безобидный выкуп романа - о создании фильма ходят легенды, равно как и о крутом нраве режиссера, запустившего невероятную шумиху вокруг "Экзорциста". Необычные для типового хоррора многослойный нарратив и размеренность хода действий, а также невероятная работа актеров, тщательный подход к деталям, декорациям и планам вкупе с отменной атмосферой и невероятно жуткими, из ряда вон, на тот момент, сценами, сделали своё дело - фильм по сей день остаётся непревзойденной картиной об изгнании демонов и одним из самых цитируемых в плане приемов и сцен.

Ночь живых мертвецов

Фильм, снятый на чистом энтузиазме и шоколадном сиропе (который был самым дешевым решением и вполне подходящим для черно-белой пленки) под впечатлением от романа "Я-легенда", начавшийся, как комедийный ужастик с названием "Киношка о монстрах" и ставший в итоге национальным достоянием (авторские права не были зарегистрированы Джоржем Ромеро) и одним из главных хитов открытых кинотеатров. По сути, фильм положил начало поджанру зомби-муви, именно этот облик и поведение зомби на протяжение многих лет кочевало из ленты в ленту. Несмотря на то, что сейчас зомби Ромеро критикуются и высмеиваются за неуклюжести и медлительность, влияние картины нельзя переоценить.

Хэллоуин

shot from "Halloween"/1978/John Carpenter/twitter.com
shot from "Halloween"/1978/John Carpenter/twitter.com

Один из трёх столпов жанра слешер, который не только был первым, но и, по прошествии лет, воспринимается, как наиболее жуткий и зловещий. Фильм Джона Карпентера о молчаливом убийце оказал влияние не только на жанр слешера (по факту, он его изобрел), но и на весь жанр хоррора, в целом. Картина создавалась под впечатлением Хичкоковского "Психо". Уникальная атмосфера, дебют Джейми Ли Кёртис, сделавший её "королевой крика" и неподражаемый саундтрек от самого Карпентера в комплекте.

Челюсти

Фильм, посредством которого режиссер Стивен Спилберг, стремясь занять своё место в нише жанра ужасов, перенёс место действия кошмара из типичных тёмных коридоров, зловещих особняков и закоулков спального района на водную гладь, что открыло дорогу массе последователей, вроде "Пираний". Однако, этот фильм стоит рассматривать больше не как инфлюэнсера в жанре хоррор, а как игрока, перевернувшего рынок кино в целом - фильм стал первой в истории картиной, собравшей в прокате более 100 миллионов долларов, и оставался самым кассовым фильмом до выхода звездных войн, став прототипом современных летних блокбастеров и создав бизнес-стратегию, которой Голливуд придерживается до сих пор.

Нечто

shot from "The Thing"/1982/John Carpenter/kinopoisk.ru
shot from "The Thing"/1982/John Carpenter/kinopoisk.ru

Карпентер - единственный режиссер, чье имя появилось в списке дважды. Впрочем, это нормально, ведь Джон делал упор именно на жанр хоррора, и его старания увенчались успехом. Про "Нечто" сложно сказать что-то новое - это классика, которая предложила не только переосмысление замечательного сай-фай романа, добавив отличных эффектов и густой атмосферы, но и создала один из самых запоминающихся примеров игры "вычисли чужака в толпе своих".

Ребенок Розмари

shot from "Rosemary's Baby"/1968/Roman Polanski/kinopoisk.ru
shot from "Rosemary's Baby"/1968/Roman Polanski/kinopoisk.ru

Я бы заменил эту позицию на "Жильца", который также был поставлен Романом Полански и завершил знаменитую квартирную трилогию, в которой "Ребенок Розмари" числился под номером два. Если вы видели "Жильца", то понимаете, какую услугу оказали Полански и автор романа Ролан Топор современным авторам фильмов жанра хоррор - знаменитый финальный твист, кажется, является фундаментом жанра по сей день. Однако, "Ребенок Розмари" по традиции считается самой знаковой работой, и, несоменно, в плане работы с пространством фильм столь же хорош, как и "Жилец" и "Отвращение" - здесь нет беготни по лестницам и коридорам - пространство максимально замкнутое и подверженное деформациям под стать психике персонажа. Вокруг фильмов ходил целый сонм слухов и легенд, а финал картины является одной из самых ярких сцен в истории жанра ужасов.

Ведьма из Блэр

shot from "The Blair Witch Project"/1999/Daniel Myrick, Eduardo Sánchez/kinopoisk.ru
shot from "The Blair Witch Project"/1999/Daniel Myrick, Eduardo Sánchez/kinopoisk.ru

Просто взять камеры любительского формата, всучить их неизвестным актерам, отправить их брать интервью у людей в кафе, а потом болтаться по лесу, разбивая палатки, ссорясь и включая накамерный свет по ночам. Никаких отступлений от бюджетной модели - это был рискованный шаг, но он сработал, да так, что принёс авторам не только колоссальные (особенно в сравнении с затратами) кассовые сборы, но и вечную славу и теплое место для фильма во всевозможных списках. Конечно, список инфлюэнсеров "Ведьма из Блэр" тоже не могла миновать - первый хоррор-мокьюментари, который до сих пор остаётся самым качественным, продуманным (несмотря на кажущуюся легкость, жанр сложный) и трилловым.

Чужой

Это просто факт, который нельзя отрицать - ни один фильм о полётах в космос, космических кораблях и инопланетных вторженцах никогда, наверное, не дотянет до уровня "Чужого". Просто фильм стал первым серьезным хоррор сай-фай фильмом в сеттинге космоса, и тут, конечно, решают детали - продуманные интерьеры корабля, невероятный облик и проработанные способности инопланетной твари - вкупе с атмосферой и грамотными техническими решениями фильм стал одним из самых упоминаемых, а ряд сцен получил статус культовых.

Сияние

Просто взять отпуск, печатную машинку и отправиться куда подальше, желательно туда, где людей как можно меньше, да и не добраться им до тебя - всё кругом занесено снегом. А если это не отпуск, а хорошо оплачиваемая командировка с проживанием в пустом отеле с кладовыми, полными баночного супа с бобами? Печатную машинку всё же нужно взять, да прихватить с собой кого-то, за кем придётся бегать по лабиринтам и коридорам с причудливой геометрией. "Сияние" - это визуальный ковровый террор, это стопроцентная классика, один из самых обсуждаемых и противоречивых фильмов ужасов всех времен, картина с невероятной атмосферой, вдумчивая, обжигающая холодом, и, кажется, до сих пор хранящая какую-то тайну.

Ещё в Телеужин:

Итоги среди года - лучшие хорроры первой половины 2021 по версии RT

Посмотреть вечером - три триллера с закрученным сюжетом в "Три пропущенных"

Наше за рубежом - 10 отечественных фильмов ужасов, котируемых за границей

Что есть слоубернер - самые популярные фильмы жанра

Свежее кино - три новых отличных хоррора в новом выпуске "Свежевыжатых"