Согласно Доктрине совместных ядерных операций (Joint Nuclear Operations), опубликованной Пентагоном в апреле 2020 года, вероятность применения ядерного оружия в региональных или глобальных конфликтах стремительно возрастает.
«Несмотря на согласованные усилия США по снижению роли ядерного оружия в международных делах и проведению переговоров о сокращении количества ядерного оружия, с 2010 года ни один потенциальный противник не уменьшил ни роль ядерного оружия в своей стратегии национальной безопасности, ни количество ядерных вооружений, которые он применяет. Скорее, они решительно двинулись в противоположном направлении», - говорится в документе Министерства обороны.
Доктрина представляет собой обзор ядерной стратегии США, структуры военных сил и т. д., и является заменой плана Nuclear Operations 2019 года. Основное отличие новой доктрины — отсутствие заявлений о достижении «решающих результатов» с помощью ядерных ударов и «преобладания в конфликте», а также изменение формулировок, которые, впрочем, сути не меняют. Причём, несмотря на местами смягчённые формулировки, авторы документа подчёркивают «умеренность» ядерной позиции США и возросшую угрозу со стороны потенциальных противников: России, КНР, Ирана и КНДР.
«В то время как Соединенные Штаты продолжали сокращать количество и значимость ядерного оружия, другие страны, включая Россию и Китай, двигались в противоположном направлении. Они добавили в свой арсенал новые виды ядерного потенциала, увеличили значимость ядерных сил в своих стратегиях и планах и ведут себя все более агрессивно».
Грустно и смешно видеть в этом документе рассуждения авторов о «сокращении» американского ядерного арсенала на фоне разработок системы наземного стратегического средства сдерживания (Ground Based Strategic Deterrent, GBSD), известной как «Меч Армагеддона», которая вступит на боевое дежурство в 2029 году. Неутешительно выглядит и развёртывание «Иджисов» в Редзиково на севере Польши (220 км от Калининграда) — ведь эти системы позволяют запускать не только противоракеты, но и ударные крылатые ракеты, способные нести ядерные боеголовки и не затрагиваемые договором СНВ-III.
Но что самое важное — США запросто могут заявить о желании расширить соглашение с выгодными для себя условиями: в первую очередь, максимально ограничить применение Россией ядерных торпед «Посейдон», прозванных на Западе «оружием Судного дня».
В худшем случае при продлении договора, которое должно произойти через пять лет, США и вовсе могут ввести запрет на производство, хранение и применение подобных средств. Что характерно, всё это будет подано под соусом «полного исключения рисков начала глобального ядерного противостояния». Однако обратимся к истории. Почему США в своё время отменили планы о ядерном нападении на Советский Союз? Ответ прост - 8 марта 1950 года заместитель председателя Совета Министров СССР Климент Ворошилов официально заявил о наличии в Советском Союзе атомной бомбы, которая, в свою очередь, положила начало сдерживанию военных амбиций США.
Иными словами, безнаказанно нанести критический удар у Штатов уже не получилось бы. А учитывая, насколько разрушительным показало себя ядерное оружие (чего стоят чудовищные примеры в виде стирания Хиросимы и Нагасаки с лица Земли), испытать на себе все «прелести» мощного взрыва с последующим радиационным загрязнением и другими долгосрочными последствиями американцам явно не хотелось. Тем более, что в начале 1960-х годов окончательно сформировалась советская ядерная доктрина, которая долгое время обеспечивала паритет СССР и США.
Таким образом, говоря о глобальной ядерной безопасности, мы должны помнить об уготованных нам капканах и стараться не угодить в них дабы не стать жертвами современной версии «Дропшота».
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"