Найти тему

Самое главное о «Преступлении и наказании»

Заранее прошу за такое ущербное окошко с аудио, но этот виджет с подкастом вставляется только так. Всё то же, что я наговорила в эти три минуты, расшифровано внизу текстом.

Итак, перед нами, можно сказать, первый русский детектив.

Суть детектива – найти убийцу. Здесь же убийца известен уже в конце первой главы. Так что же тогда ищет автор на протяжении всего романа? Бога. Автор ищет бога для своего главного героя. И находит его через любовь. Ведь Раскольников даже на каторге не раскаивается в убийстве, и только Соня своей непреклонной идеей о том, что ни у кого нет морального права распоряжаться жизнью другого, и огромной любовью к Раскольникову приводит его к началу преображения.

Родион Раскольников – это не только раскол в душе героя, но и раскол Родины. Достоевский показывает нищую Россию (действие происходит примерно через пять лет после отмены крепостного права), когда помещики обнищали вследствие перехода на новую хозяйственную модель.

Дуня – это душа: очень красивая, но с небольшим несовершенством (выдающаяся нижняя губа), которое и придаёт лицу характерную особенность. А Соня – это совесть. Согласитесь, наша совесть всегда проститутка: мы всегда легко может оправдать любые наши неблаговидные поступки.

«Тварь я дрожащая или право имею?» Иными словами, можно ли убивать противных старушек. У Порфирия сначала не было никаких улик против Раскольникова, и он рассчитывал только на психологию. Потом улика появилась – Свидригайлов, который подслушал признание Родиона Соне. Но потом и эта улика исчезла: Свидригайлов застрелился. То есть Раскольникова бы не арестовали, ежели б он сам не сознался. Таким образом, по Достоевскому получается, что можно убивать старушек, если только ты сам выдержишь собственное нравственное наказание. Ну, Раскольников не выдерживает и в первую очередь рассказывает Соне.