Недавно Конституционный суд разрешил забирать единственное жилье за долги. Правда, речь шла только о «роскошном» жилье, а также о случаях заведомой манипуляции.
Но уже на прошлой неделе состоялись первые торги по продаже единственного жилья гражданина – банкрота. Квартира пятикомнатная и двухуровневая, но вот о мошеннических действиях должника речи не шло.
В мае 2018 года житель Екатеринбурга был признан банкротом с долгами в 21,4 миллиона рублей. Он попросил исключить из конкурсной массы свою квартиру площадью 147,3 квадратных метра, как единственное жилье.
В июле 2018-го Арбитражный суд удовлетворил его просьбу, но после кассационной жалобы в январе 2019-го отправил дело на новое рассмотрение.
Кредиторы, тем временем, проголосовали за замену двухуровневой квартиры на однушку 31,7 квадратов в том же городе. Должник был холост, не имел иждивенцев, а новая квартира вписывалась в соцнорму.
Суд отклонили ходатайство банкрота о защите «роскошного» жилья. Должник продолжал судиться, но ему отказали.
Сейчас это первый случай продажи единственный квартиры банкрота с предоставлением ему более скромного жилья. Можно ожидать, что в будущем таких дел станет больше.
С одной стороны, нормы российского права давали неоправданную защиту имущества должника. Можно вложить миллионы долларов в покупку единственного жилья, и таким образом спрятать деньги от кредиторов.
С другой стороны, не очень понятно, как будет определяться степень «роскоши»? По закону – однушки для одинокого человека достаточно. А значит любая недвижимость должников, которая метражом превышает социальные нормы на всех прописанных людей, может оказаться под угрозой.