Я не буду вдаваться в научно-теоретическую часть которая гласит что многие столетия идёт спор о том что важнее в архитектуре форма или функция.. Формирование пространства это про другое..
Формируя пространство архитектор делает следующий шаг от градостроительного понимания решения стоящей пере ним задачи, к объектному решению. Последовательно формируя объемы и их сочетания, архитектор формирует и эмоциональную связь человека с проектируемым объектом. Постоянно соотнося влияние того или другого архитектурного приема архитектор добивается от будущего посетителя здания определенного восприятия, как бы предлагая ему увидеть мир глазами архитектора. Здесь важно не только знать и в тонкостях владеть нужным количеством композиционных приемов, но и отчетливо понимать стоящую цель, уметь выбрать тот самый подходящий инструмент из всего имеющегося арсенала специалиста.
Очень хорошо такая работа может быть отслежена в двух направлениях, хотя безусловно важно повсеместно во всем спектре работы. Тем не менее ярко это читается при работе с индивидуальными жилыми домами, (предназначенными именно для отдыха и расположенными, как правило, в курортных и живописных местах), и крупными общественно-культурными зданиями ( музеи, университеты, театры, концертные залы и т.д.) Для этих двух направлений особенно ярко чувствуется необходимость тщательного формирования пространства.
к наиболее часто применяемым приемам можно отнести
- раскрытие внутреннего пространства через панорамные окна навстречу внешней среде
- применение двухуровневых пространств,и внутренних переходных галерей
- включение пространства кровли в общий объем здания как функционального элемента
- использование верхнего освещения в многоуровневых пространствах
Впрочем любой специалист скажет вам что композиционных приемов в десятки раз больше. И я соглашусь. Это ритмические и метрические чередования элементов пространства, работа на нюансах и контрастах, включение разнородных и однородных объемов и многое другое. И грамотное владение эти инструментарием и позволяет выделить в нашей профессиональной среде действительно талантливого архитектора.