Лучио Фульчи из тех режиссеров, которых принято называть ремесленниками. Он был человеком, который воспринимал работу режиссера и сценариста, а начинал Фульчи именно как сценарист, исключительно как способ заработать денег. Всегда потакал массовым вкусам и работал в уже популярных жанрах: комедии по-итальянски, спагетти-вестерны, итальянские клоны бондианы, джалло, героическое фэнтези и т.д.
Но в конце 70-х после почти 20 лет карьеры Фульчи внезапно начинает снимать вполне себе авторское жанровое кино, не похожее на то, что он снимал ранее. И теперь уже сам начинает диктовать моду в итальянском эксплуатационном кино. Случилось это в эпоху, когда большинство главных жанровых режиссеров Италии заметно сдали. Нечто похожее, кстати, произошло в гонконгском кино с Джонни То, который почти 20 лет снимал всё подряд, а в кризисные для кино Гонконга времена рубежа века переизобрел свой стиль и стал главным режиссером Острова-Государства.
Ниже будет краткий разбор фильмографии Фульчи, но только тех фильмов, что я смотрел. Осилить полную фильмографию Лучио вряд ли когда-то получится, так как далеко не все из его фильмов, особенно из 60-х, доступны в сети.
Кольт пропел о смерти (Le colt cantarono la morte e fu... tempo di massacro), 1966
Симпатичный развлекательный спагетти-вестерн с Франко Неро и Джорджем Хилтоном. В золотой фонд жанра не входит, но постановка компетентная и есть несколько интересных режиссерских решений.
Одна на другой (Una sull'altra), 1969
Детективный триллер, снятый в перверсивной эстетике зарождающегося жанра джалло. Для чистого джалло мало насилия и слишком большой упор именно на детективную интригу. Достойно, но не более.
Сенатор-развратник (Nonostante le apparenze... e purchè la nazione non lo sappia... all'onorevole piacciono le donne), 1972
Секс-комедии по-итальянски - крайне специфический жанр. Смотреть такие фильмы подчас физически мучительно. Единственные два жанра фильма, которые смог осилить от начала до конца, без перемотки сняты именно Фульчи. Это первый из них.
Муки невинных (Non si sevizia un paperino), 1972
Один из наиболее известных классических джалло, однако, на мой взгляд, не самый удачный. Фульчи снял слишком хорошее для жанра кино, больше напоминающее финчеровский триллер. Тем, кто любит последние, рекомендовать можно.
Белый клык (Zanna Bianca), 1973 и Возвращение Белого Клыка (Il ritorno di Zanna Bianca), 1974
Полная смена стиля, жанра и настроения. Фульчи снимает семейно-приключенческое кино по мотивам текста Джека Лондона. Если не знать, кто такой Фульчи, понять, что эту дилогию снял "маэстро итальянского хоррора", практически невозможно.
Четыре всадника Апокалипсиса (I quattro dell'Apocalisse), 1975
Спагетти-вестерн, снятый по мотивам произведения Брета Гарта. По этой причине кино больше напоминает американские ревизионистские вестерны 70-х, например, "Иеремию Джонсона", чем спагетти-вестерн. Фильм отличный, но в список персональных фаворитов отнести не могу: спагетти-вестерн люблю именно за несхожесть с голливудским.
Судья (La pretora), 1976
Секс-комедия, которую лучше окрестить эдвижфенекэксплуатейшн. Отношение к фильму напрямую зависит от отношения к актрисе, так как Фульчи целиком выстраивает "Судью" вокруг "талантов" Фенек.
Семь нот в темноте (Sette note in nero), 1977
Именно с этого фильма начинается ударная серия хорроров Фульчи, благодаря которой фамилия режиссера стала широко известной в среде любителей хорроров. Атмосфера кошмара, аналоговые спецэффекты, вспышки ультранасилия, многочисленные загадки и специфическая цветовая гамма - всё это проявляется пока не так ярко в фильме "Семь нот в темноте".
Серебряное седло (Sella d'argento), 1978
Возвращение в жанр спагетти-вестерна перед бурей шока и ужаса. "Серебряное седло" - хорошо снятый жанровый фильм без особых изысков с мрачной и пессимистической атмосферой, характерной для поздних "сумеречных" спагетти. Градус экранного насилия на удивление низкий.
Зомби 2 (Zombi 2), 1979
Вольное продолжение ромеровской "Ночи живых мертвецов". Чистейший образец "дурного вкуса" в итальянском стиле, серьезно повлиявший на еврохоррор начала 80-х. Сильнее, чем "Зомби 2" выстрелил разве что "Ад Каннибалов" Деодато. Вместо рациональных и социально метафорических зомби Ромеро Фульчи предложил что-то принципиально новое: "Зомби 2" выглядит как иррациональный ночной кошмар, который мог присниться особо впечатлительным зрителям после просмотра фильмов Ромеро. Фрейду бы понравилось.
Контрабанда (Luca il contrabbandiere), 1980
Первый и единственный еврокрайм в фильмографии Фульчи, снятый уже на излете популярности жанра. Фульчи соблюдает жанровые конвенции, но добавляет в фильм экстремального насилия, отчего некоторые эпизоды выглядят характерными скорее для хоррора, чем для криминального кино.
Город живых мертвецов (Paura nella città dei morti viventi), 1980
Изысканный и в то же время примитивистский фильм ужасов. Фульчи смешивает сразу несколько поджанров ужасов: зомби-муви, религиозный ужас и лавкрафтианские мотивы. Фильм представляет собой вольную интерпретацию рассказа(ов) Говарда Филлипса. Один из трех лучших хорроров Фульчи.
Черный кот (Black Cat), 1981
Фульчи "изменяет" Лавкрафту с Эдгаром Алланом По. Получается достойно, но менее впечатляюще, чем с "Городом живых мертвецов". Все-таки рациональные ужасы По плохо сочетаются с макабрическими кинофантазиями Фульчи 80-х.
Седьмые врата ада (...E tu vivrai nel terrore! L'aldilà), 1981
Второй лучший фильм Фульчи. Всё сказанное выше в отношении "Города живых мертвецов" верно в отношении и этого фильма. Кроме того, в "Седьмых вратах ада" один из самых впечатляющих финалов в ужастиках 80-х. Интересно, видел ли этот фильм Сэм Рэйми, когда снимал "Зловещих мертвецов 2"?
Дом на краю кладбища (Quella villa accanto al cimitero), 1981
Третий лучший фильм Фульчи. На этот раз он скрещивает зомби-муви с кино о проклятых домах, выстраивая вокруг героев абсолютно фантастическую, гнилостно-сочную вселенную. После того, как семья обнаруживает в центре купленного дома могильное надгробие и остается жить в этом доме, все вопросы к сценарию отпадают и остается только наслаждаться болезненной фантазией Фульчи.
Нью-йоркский потрошитель (Lo squartatore di New York), 1982
Нечто среднее между джалло и слэшером. Фульчи все еще умеет снимать хоррор, но уже чувствуется некая усталость. Визуально фильм выглядит "беднее" предыдущих работ.
Завоевание (Conquest), 1983
Фульчи пробует себя в жанре героического фэнтези, небольшая волна которого появилась в начале 80-х, на фоне успеха "Конана-варвара". Сюжет тут абсолютно традиционный для жанра, но бюджет у Фульчи был совершенно не голливудский, поэтому он решил замаскировать отсутствие средств тем фактом, что весь фильм снят как бы в тумане. Решение интересное, но крайне спорное.
Кошмарный концерт (Un gatto nel cervello), 1990
Работы Фульчи 80-х смотреть не рискнул: от них плюются даже его фанаты. Последнее неудивительно, 1980-е были не самым лучшим для итальянского жанрового кино - бюджеты падали, снижалось качество постановки, как и интерес к индустрии в целом. Однако, в 1990-м режиссер внезапно снимает не характерный для себя фильм в жанре хоррора. В "Кошмарном концерте" Фульчи играет самого себя, знаменитого хоррор-режиссера Лучио Фульчи, у которого начинаются проблемы с различением фантазии и реальности, а в городе тем временем начинаются убийства, напоминающие сцены из его фильмов. Герой пытается выяснить, он ли является убийцей? Финал крайне ироничен.