Проектируем и создаём дизайн пространств для образовательных учреждений. Учимся у коллег и перенимаем опыт.
Источником для этой статьи послужил материал, где западные коллеги делятся своим опытом в создании образовательных пространств. Постоянное сотрудничество с государственными и частными образовательными организациями помогло сформулировать принципы современного обучающего пространства.
5 принципов создания пространства школ
Школьный дизайн строится на пяти принципах проектирования пространства:
- технологическая интеграция,
- безопасность,
- прозрачность,
- многоцелевое пространство и
- обучение на открытом воздухе.
Эти принципы сформировались в работе архитектурных бюро, работающих со школами и университетами.
Уточню. В этой статье представлен опыт западных коллег. В наших школах не везде и не всегда можно встретить эти принципы создания образовательных пространств. В частных школах и в школах с привлечением частного капитала уже встречаются нововведения. Но государственные образовательные организации пока делают шаги навстречу.
И так
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
На заре цифровой эры интеграция технологий в большинстве школ сводилась к наличию компьютерных классов, где ученики могли пользоваться компьютерной техникой и выйти в сеть интернет.
Современные школьные технологии представляют собой качественный скачок вперед - они одновременно повсеместные, невидимые, персональные и мобильные.
Электропроводка всей школы, в том числе снаружи, необходима, соглашаются архитекторы.
Проекторы, экраны и звуковые системы мигрируют из классных комнат в коридоры, места общего пользования, кафетерии и даже на лестничные клетки. Студенты могут получить доступ к сети в любом месте школы или университета, а также просматривать и обмениваться работой на цифровых дисплеях по всему зданию.
Эффект может быть разрушительным во всех смыслах, уменьшая зависимость учеников от учителя, способствуя взаимному сотрудничеству и расширяя сферу обучения от классной комнаты до всей территории школы.
Вот этот последний абзац говорит об очень многом. Это то, чего боятся и остерегаются в нашем мире. Категоричность взглядов затмевает то, что при грамотном использовании технологий можно улучшить качество образования. Но для этого детям нужен педагог. Обучение от человека человеку всегда эффективнее, и это неоспоримый факт.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА
Ужасающие события в школах по всему миру повысили значимость мер безопасности в школьном дизайне. Но в то время как защита от актов террора в школах является прежде всего общественным делом, издевательства над учениками являются более распространенной повседневной проблемой и создают свой собственный набор архитектурных проблем.
По словам архитекторов, более открытая и прозрачная конструкция, подчеркивающая открытость, окна и видимость даже между этажами, снижает вероятность запугивания и улучшает учебную среду для уязвимых учеников.
Намного безопаснее иметь больше визуальных взаимосвязей, потому что у вас есть множество глаз взрослых, которые общаются с детьми в школе
В наших реалиях, школы, для обеспечения безопасности вводят ограничения доступа родителей в здание школы. Изменения в планировке или обеспечении дополнительных средств видео наблюдения по-прежнему вызывают массу трудностей и не считаются средствами обеспечения безопасности.
ПРОЗРАЧНОСТЬ
Архитектурная прозрачность, принцип визуальной взаимосвязанности, является новым стандартом в строительстве новых школ.
Внутренние пространства, такие как коридоры, классы и кафетерии, обычно отделенные друг от друга непрозрачными конструкциями, стенами и дверными проемами, уступили место открытым макетам, которые подчеркивают стеклянные перегородки и непрерывный обзор, заимствуя этот опыт из передовых рабочих сред Google и Apple.
По словам ведущих архитекторов в области образования, открытие прямой видимости прилегающих пространств делает обучение совместным, поощряет сотрудничество и создает общественное пространство для совместных дел и наблюдения за работой студентов.
Благодаря визуальной прозрачности - глядя через окно на что-то интересное, происходящее в производственном пространстве, роботизированной лаборатории или классе - вы создаете публичный разговор о преподавании и обучении
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО
Темпы социальных и технологических изменений дезориентируют, и современная среда обучения меняется, чтобы не отставать.
По словам архитекторов, часть работы по созданию образовательных пространств заключается в обеспечении долгосрочной гибкости, так что по мере развития технологий, учебных программ и педагогики в течение 50-летнего срока службы здания они могут поддерживать, а не препятствовать этим изменениям.
Школьные архитекторы выбрасывают чертежи индустриальной эпохи, в которых подчеркивается замкнутое одноразовое пространство, соединенное длинными коридорами, предназначенными для быстрого перемещения учащихся между кабинетами.
Сегодня каждый метр школы подвергается тщательной проверке на предмет его способности вносить свой вклад в обучение: коридоры расширяются, чтобы стать продолжением классной комнаты, лестницы превращаются в места для сидения, а стены во всем здании используются как письменные поверхности или снабжаются экранами.
Между тем типичные одноразовые помещения, такие как кафетерий и библиотеки, проектируются так, чтобы они функционировали как гибридные театры, производственные помещения и медиацентры.
ОБУЧЕНИЕ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Исследования показывают, что обучение на открытом воздухе дает много преимуществ, включая повышение творческих способностей и снижение стресса.
Когда обучение осуществляется на практике и учитывается в окружающей среде учащихся, они более активно участвуют в учебной программе и лучше справляются с проверочными работами.
По словам ведущих архитекторов в области образования, некоторые учебные среды на открытом воздухе представляют собой просто пространства, облегчающие обучение: группа скамеек, амфитеатр или частично крытое рабочее пространство с такими удобствами, как Wi-Fi и дополнительными принадлежностями.
Как и классы, эти открытые пространства предназначены для обучения, презентаций или самостоятельной и групповой работы. Открытые пространства позволяют по-новому увидеть учеников, которые проводят большую часть школьных дней в помещении.
Другие учебные пространства на открытом воздухе предназначены для продолжения учебной программы и предоставляют возможность наблюдать за природой или напрямую взаимодействовать с ней.
Статья переведена с сайта edutopia. Фото с сайта edutopia
А как в вашем регионе проводится модернизация школ и проектирование образовательных пространств? Всё так же с применением покраски кабинетов и парт или внедряя новые современные принципы организации пространств?