Найти тему
Историк на диване

Живая история. Bauernweg: жаркое из бобра, сладкозвучная арфа и ядреный крестьянский пот

Есть такое направление исторической реконструкции - живая история. Или living histoty. Это когда участники фестиваля воссоздают не только (и не столько) сражения, а мирную гражданскую жизнь средневековья. Это, может быть, не так зрелищно для обывателей (собственно, туристов обычно на подобные мероприятия как раз и не допускают), но зато позволяет максимально погрузиться в определенную историческую эпоху. Которая состояла вовсе не из лихих баталий, а, в основном, из тяжелого труда и быта. На минувших выходных автор блога "Историк на диване" принял участие в фестивале Bauernweg, прошедшем в парке живой истории "Форпост". Собственно, и название у мероприятия довольно мирное и переводится с немецкого как "крестьянский путь" или "путь работы". Если вкратце: несколько десятков энтузиастов на пару дней стали жителями условного городка Вайсвальда, отринув все блага цивилизации и погрузившись по самые уши в немудреный (на первый взгляд) средневековый быт.

Добро пожаловать в волшебный мир средневековья

Правила мероприятия довольно суровы - никакого "неаутента" на площадке фестиваля. Переодеваться в средневековые одежды приходится уже на стоянке - до самого "Форпоста" остается еще несколько сотен метров. Под гудящий аккомпанемент нескольких десятков слепней быстро скидываю джинсы и футболку и надеваю средневековое нижнее белье - брэ и камизу (для непосвященных - широкие портки и нижнюю рубашку). Отбиваясь от кровососущей эскадрильи, натягиваю шерстяные чулки (не удивляйтесь - в средневековье мужчины носили этот предмет гардероба, сегодня считающийся исключительно женским). Дальше впрыгиваю в кожаные тапки, накидываю шерстяной упеллянд (один из видов верхней одежды в средние века), подпоясываюсь поясом с серебряными накладками. Весь "неаутент" отправляется в рюкзак. А рюкзак, в свою очередь, заматывается вместе с сухим пайком в плащ. Путем несложных манипуляций с веревкой и запасным поясным ремнем получается вполне сносный баул, годный к переноске. Вступаем под сень деревьев на дорогу, ведущую к Вайсвальду. Вскоре рюкзак отправляется на техзону, а я, расставшись со всем современным скарбом (каюсь - кроме телефона - надо же было на что-то снимать), вступаю в "волшебный мир средневековья".

Самое теплое местечко

Собственно, само поселение не то чтобы очень велико - вдалеке высится башня, обнесенная частоколом, неподалеку от нее стоит трехэтажная таверна, за которой коптят печи хлебопеков и гончаров. Вокруг разбросаны несколько домов. А вдалеке ставят шатры и натягивают тенты. "Это не местные - лесорубы и землекопы. Народ шебутной, но иногда полезный", - говорит торговец в лавке. Собственно, немного об "экономике" мероприятия. Реальные деньги здесь не в ходу. Вместо этого игроки заранее скинулись, и приобрели мастерам все необходимые расходные материалы. Всем участникам выдаются небольшие "подъемные" (хватит на тарелку похлебки и кружку пива). А остальные надо заработать вполне настоящим трудом. Кому-то меха раздувать в кузне, кому-то дров натаскать или помыть в таверне посуду. Правда, в итоге все равно львиная доля средств оказалась в таверне. Туда я, по здравому размышлению, и направил свои стопы. И, конечно, ни разу не прогадал. Собственно, доступ я туда имел и так - по легенде я был торговцем пивом, который и привез его в Вайсвальд. Но просто сидеть рядом с бочонком было чертовски скучно, поэтому я вскоре присоединился к непростой кухонной работе. Да и "материал" был интересный - когда еще удастся поучаствовать в приготовлении колбасок из кабанятины или жаркого из бобра? Правда, работы было непочатый край - в чаду и жаре очага парни и девушки старались сделать так, чтобы все жители поселения были сыты и слегка пьяны. И у нас это даже получилось. Жалоб никто не высказывал. По крайней мере, громких.

Каждому дело по вкусу

Уникальность этого мероприятия состоит в полном отсутствии жесткой программы. Обычно исторические фестивали имеют некий тайминг - время для битв-бугуртов, время для конкурса костюмов, время для мастер-классов. Тут же каждый мог найти занятие или развлечение себе по душе. Ремесленники занимались любимым делом: кузнецы ковали, скорняки тачали обувь, гончары лепили и обжигали горшки, свечники делали свечи, садоводы занимались своими посадками. Те, кто хотел попробовать что-то новенькое, могли пойти к ним в ученики и, заработав параллельно несколько "монет", изучить азы ремесла. Стража ловила негодяев (шпионов, фальшивомонетчиков и бродяг), а еще брала взятки с торговцев и клянчила в кабаке лишнее пиво сверх положенной им дневной квоты. Кто хотел - участвовали в ролевых составляющих мероприятия: искали клад, разыскивали "убийцу" и т.д. Другие занимались военной подготовкой в качестве городского ополчения или просто весело бездельничали, слушали музыку и играли в кости или карты. Кто-то (как ваш покорный слуга) с удовольствием кашеварил на кухне. В общем, каждому нашлось дело по вкусу - скучно не было никому.

А по вечерам все собирались в таверне, где весело тратили заработанные за день "монеты". И если днем уши посетителей услаждали чарующие звуки арфы, то после наступления сумерек музыка становилась куда проще и веселее. Слова песен, кстати, тоже. Главными хулиганами (в хорошем смысле слова) и заводилами, кстати оказались те самые землекопы. И сами стражники.

Не смотря на удушающая жару, орды слепней, рой комаров и жесткий набитый сеном матрас, уезжать в город не хотелось совсем. И, сделав шаг за порог Вайсвальда, уже снова захотелось вернуться в "Форпост". И снова мешать похлебку из бобра в огромном котле, весело отплясывать под звуки волынки кругу факелов и наблюдать, как дети весело играют с бобриными лапами, оставшимися после разделки тушки зверя. Именно поэтому я приложу все усилия, чтобы посетить Bauernweg и в следующем году.

P.S.

Отдельное спасибо бессменному бургомистру Вайсвальда и основателю "Форпоста" Стасу Леснику от меня и всех участников.

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков и другие участники фестиваля

Видео: Алексей Зернаков и другие участники фестиваля