И вот наш царь- сапожник занял на своё место и стал следовать распорядку царской жизни. Ну, думает, хоть в обед, наемся по королевски. А пока боевые искусства. В зале для тренировок его били, он кого-то то бил, он прыгал, уклонался от ударов и убегал. Наконец всё закончились и он совершив омовение вышел на балкон. Как долго он об этом мечтал. К нему подбежали девушки, дали ему немного винограда и повели в зал для принятия прасада. Сел он значит на подушки и ждёт пир. Он же царь! И тут ему приносят золотое блюдо под серебряной крышкой . Он её поднимает, а там. Напиток, орехи, и финики. -И это всё? Почему? -Где рис, дал, сабджи,, пури, где халава и кхир? Почему нет гулабджемунов? Где это всё!? Ему подавальшик отвечает, -Государь, сегодня пятница, а по пятницам наш царь поститься. Ест только орехи и финики. -Но я же царь! Я есть хочу! -Ничего не могу поделать! Наш царь по пятницам ест только так. Ладно. И он не выспавшийся и голодный пошёл в зал собраний. Вот первый посетитель, отшельник, в рваной одежде с человеческим черепом в руках. Незнакомец положил череп на стол и сказал: «Я слышал, что при твоем дворе много мудрецов. Пусть они определят, был ли владелец этого черепа умным человеком или глупцом».
Восемь ученых звезд сидели там, и помимо них в собрании было полно людей, но никто не мог дать ответа. Перед ними лежал только череп и больше ничего — что они могли определить по нему? Тогда отшельник расхохотался и сказал: «Все вы обманщики и глупцы! Я уже слышал об этом, а сегодня воочию уубдился, что так оно и есть. Ну что ж, прощайте», — и взял череп, собираясь уйти.
В этот момент вошел ещё советник, Калидас, и царь - сапожник попросил безумца:
«Подожди немного. Вот пришел еще один советник, может, он ответит на твой вопрос». Незнакомец опять положил череп на стол, и Калидас подошел. Последовал тот же самый вопрос. Тогда Калидас вынул из метлы длинный прут. Подойдя к черепу, он вставил прут в ушное отверстие и вынул через другое: «Вот ответ на твой вопрос. Понятно?» «Ничего не понятно, — вмешался царь . — Объясни, пожалуйста».
Тогда Калидас пояснил: «Если в одно ухо входит, а из другого выходит, значит, человек, без сомнения, глуп. Но когда в одно ухо входит, но не выходит через другое, а проникает в сердце, такой человек очень умен. Итак, по этому черепу видно, что владелец его был глупцом».
Вывод таков: если мы слышим много наставлений, но не принимаем их в сердце, значит мы не слишком умны. Следующим посетителям был мудрец Аштавакра муни. Его тело было искривление в восьми местах. И тот путь, что обычный человек проходил за день, он проходил за неделю . И вот вошел Аштавакра. Опираясь на посох, он еле еле ковылял. От такого зрелища все рассмеялись. И наш царь- сапожник тоже.
«Только посмотрите на этого смельчака! Здесь собрались ученые советники, а он заходит как ни в чем не бывало.
У него такая грубая и темная кожа. Руки и ноги кривые, рот перекошен, все тело скрючено. Как он осмелился сюда прийти? На нем даже одежды приличной нет. А на ступни посмотрите — все в трещинах». Все собрание хохотало. Аштавакра секунду помолчал, а затем сам расхохотался громче всех. Тут все ппртихли: «Что это он смеется?» Тогда сапожник обратился к нему с вопросом:
— Кто ты такой и почему так веселишься?
Аштавакра отвечал:
— Кто я такой, узнаете позже. А почему смеюсь — на самом деле я не смеюсь, а рыдаю. Я пришел издалека. Вы сами видите, что я едва хожу, но уж больно хотелось посмотреть на советников царя. Я был наслышан об их учености.
Среди них много брахма-гьяни, подобных Ягьявалкье. Я хотел послушать их ученые беседы, но в результате остался ни с чем.
Махараджа удивился:
— Как ни с чем? Здесь столько ученых мужей!
— Я не вижу ни одного. Здесь одни сапожники, такие же как и ты. Новый царь нахмурился:
— Что значит сапожники? Ты что, не видишь — это великие знатоки Вед из рода ученых брахманови мудрые риши-брахма-вади. -Да нет же. Это сапожники. И знаешь, почему? Сапожники работают с кожей. Все, что они знают, — это какая кожа грубая, а какая хорошего качества, мягкая и гладкая. Так что все эти люди из рода сапожников: они не видят чистая душа или нет. Не сознают ни атмы, ни Параматмы — только тело, кожу. Они хорошо разбираются в коже, но не в атме. Правда? И сапожнику стало стыдно, потому- что мудрец был прав. И он сапожник, даже став царём, продолжал думать и вести себя как сапожник. Благородных качеств царя у него от этого не возникло. Как был шудрой, так и остался. Качества развиваются только в общении. Общаясь со святой личностью и служа ему, есть шанс со временем тоже стать святым.