Кого мы считаем хорошим человеком? Вопрос вроде бы простой, но дать ответ на него не так уж просто. Ведь на самом деле всё зависит от ситуации. В весёлой компании хорошим будет тот, кто не даёт скучать. В отношениях тот, кто выполняет свои обещания и приходит на помощь. В работе тот, кто заботится и о коллегах, и о компании.
Но проблема в том, что именно то, в чём человек хорош в одном контексте, иногда делает его нехорошим в других.
Ещё вчера Миша был вполне компанейским парнем. В работе всегда был дотошен, помогал коллегам разобраться в сложных моментах, да ещё и напоминал им о том, что скоро дедлайн и надо бы поднапрячься. На вечеринках вел себя хоть и скромно, но от общения никогда не отказывался. За это его любили, уважали и называли хорошим парнем.
Но вот Миша получил повышение. И стал руководить теми, с кем совсем недавно работал бок о бок.
И те же качества, которые другие в нём любили раньше, превратились в предмет всеобщей ненависти. Ведь теперь он так же дотошно, как и раньше, проверял работу сотрудников. Но вместо того, чтобы исправить ошибки за них, отправлял переделывать. Он так же напоминал о дедлайнах, но теперь делал это не по дружбе, а так как обязан.
И коллеги заговорили о нём совсем по-другому. Теперь Миша из хорошего парня превратился в строгого и дотошного начальника. «Совсем власть его испортила» - вынесли вердикт коллеги.
А ведь на самом деле, Миша не изменился. Изменилось его положение в системе корпоративных отношений. Изменилась мера ответственности.
Получая повышение, любой человек сталкивается с проблемой. Старая система отношений, построенная на обмене эмоциями, понемногу прекращает своё существование. И люди, которые только вчера были такими родными, предстают в новом свете. Вот этот хороший парень срывает сроки. Эта приятная девочка делает по пять ошибок на лист договора. А эта вроде бы опытная и матёрая женщина постоянно шантажирует тем, что уйдёт и обрушит всю работу, если её не дать нужное количество отгулов.
И руководитель встаёт перед выбором: либо браться за настоящее управление и получить результаты, либо остаться «хорошим парнем» и похоронить свою дальнейшую карьеру, а вместе с ней и самооценку.
И чем выше человек поднимается по служебной лестнице, тем сложнее ему оставаться «хорошим». Ведь он отвечает уже не только за себя. Он должен приниматься решения в интересах бизнеса и коллектива. А эти интересы далеко не всегда совпадают с желаниями каждого отдельного сотрудника. Например, любой сотрудник хочет зарплату побольше. Но руководитель высокого уровня прекрасно понимает, что как бы он ни хотел её повысить, ему нельзя оставить компанию без резервов. А если не понимает, то это плохой руководитель.
И конечно же, про любого руководителя, принимающего непопулярные решения, скажут: «Власть портит людей». И в ряде случаев это действительно так. Но по большей части, никто не «портится». Просто люди занимаются своей работой, которая не всем нравится.