Учебные заведения на Руси XVI–XVII веков сильно напоминали зарубежные аналоги, несмотря на стремление Московского государства закрыться от чужеземного влияния. Подробнее о том, как они были устроены, читайте в 14 тексте проекта «Удаленное образование». Этот проект, посвященный тому, как менялось образование в прошлом и как на него повлияла пандемия коронавируса, создается при поддержке АНО «ИРИ».
Становление и развитие образования во времена Московского государства (XVI–XVII века) имело свои особенности — в сравнении с тем, что происходило тогда в Европе. Особенности эти заключались в том, что педагогика не наследовала ни традиций античного образования, ни рационального образа мышления, характерного для средневековой христианской культуры.
Московское государство охраняло русскую культуру и православную веру от чужеземного влияния. Во внешней политике главной задачей страны, только в конце XV века освободившейся от власти Орды, стало сохранение суверенитета. При Иване Грозном (1530–1584) началось покорение Сибири. А стремление на Запад привело к войне с Польшей и Швецией.
Центрами образования и книжной культуры, как и в Средневековой Европе, были монастыри. При них старцы-священнослужители давали нравственные наставления и обучали детей молитве, чтению, мелодике церковного песнопения, книжному рукоделию, иконописи.
Постепенно (все в тех же XVI–XVII веках) русские цари пришли к пониманию важности взаимодействия с другими землями. И началось освоение европейской и мировой культур, греко-латинского наследия. Однако Юго-Запад Руси подвергался влиянию католической церкви: с князьями, чьи земли находились ближе к границе, папство периодически вело переговоры о принятии католичества. И чтобы этому противостоять, православные церковные служители стали создавать свои училища (русское название школ). А при них типографии для печати православной литературы.
В лицевом житии преподобного Сергия (начало XVII века) есть изображение училища с учителем и 11 учениками. Можно предположить, что это среднее количество учащихся в классе. Первоначальное обучение велось по азбуке. За азбукой следовал часослов или псалтырь. Они заучивались наизусть. Что касается предметов, изучавшихся в тот период в начальной школе, то тут полная аналогия с тем, чему учились в школах Греции и Западной Европы: чтение, письмо, счет, пение.
Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению и уборке, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение для подготовки учительских кадров. Эта практика была принята и в созданной позднее высшей школе.
Ее основал в 1631 году митрополит Петр Могила (1596–1647). Также с целью противодействия иноземному образованию. Киево-Могилянская коллегия впоследствии была переименована в Славяно-греко-латинскую академию (1687–1814).
Академия делилась на восемь классов по три отделения. Младшие учились четыре года: изучали катехизис, арифметику, пение, церковнославянский, греческий, польский языки, латынь. Потом ученики переходили в среднее отделение на два года и осваивали риторику и поэтику. Старшие изучали философию и богословие. Академия явилась первым отечественным высшим учебным заведением и сохраняла статус главного учебного заведения до Отечественной войны 1812 года.
Методы обучения были схоластическими: тексты читались с комментарием преподавателя на греческом или латыни, а учащиеся должны были выучить его наизусть. Иногда частью процесса обучения были диспуты.
***
К началу XVII века развитие связей с западными странами вызывало необходимость изучения иностранных языков, прежде всего латыни и польского. А расширяющееся западное влияние отразилось на образе жизни русского общества, прежде всего знати. Стал меняться стиль эпохи. Образованность приобретало все большую общественную ценность. Русская знать стала приглашать в свои дома иностранных учителей и направлять своих детей для обучения на территорию Польши и Украины.